Происхождение (изнесение) честных древ животворящего креста Господня

Происхождение (изнесение) честных древ животворящего креста Господня

Дорогие братия и сестры, Святая Церковь празднует сегодня Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня. Празднуемое ныне событие получило свое первоначальное установление в Константинополе (Царьграде), когда по случаю моровой язвы, поразившей столицу Византии, совершали изнесение находившегося в Царьграде честного древа креста Христова на улицы города, с молитвами и окроплением города и жителей святой водой, после чего моровая язва была прекращена. И вот в память этого чудесного спасения жителей Царьграда от болезни силою животворящего креста и было установлено Церковью ежегодно 1 августа (по старому стилю) праздновать Изнесение креста и поклонение ему. Впоследствии к этому событию присоединилось еще одно: в 1164 году русские и греческие войска в преднесении креста Господня и икон Спасителя одержали почти в одно и то же время победу над своими противниками — русские над волжскими болгарами, а греки над сарацинами, и все видели, как во время самой сечи исходил от креста необыкновенный, чудесный небесный свет. Поэтому Церковь и установила совершать поклонение и чествование кресту.

Дорогие братия и сестры, поклоняясь животворящему кресту Господню, мы должны мысленно и чувственно взирать на Того, Кто на нем распят — на Господа нашего Иисуса Христа, и всегда помнить Его искупительный подвиг, совершенный Им ради нашего спасения. Со креста простирается неизреченная милость Божия к нам, грешным. При одной только мысли о всем содеянном для нас божественной любовью неиспорченное сердце человеческое не может не исполняться величайшей благодарности к Творцу. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3 , 16). Крестною смертью Спасителя мы искуплены от греха, проклятия и смерти. На кресте пролита кровь Неповинного, дабы виновные могли избегнуть заслуженного ими гнева Божия: язвою Его мы изцелехом (Ис. 53, 5). Какая благость Божия! Какое неизреченное милосердие! Воздвигнутый на Голгофе крест Господень ярко сияет над всею землею, согревая лучами своими холод пораженной скорбью и печалями души. Приидите все к этому кресту, воззрите на него и обрящете покой. Подобно тому как медный змей, воздвигнутый Моисеем в пустыне среди уязвляемого змеями еврейского народа, давал каждому взиравшему на него исцеление и жизнь, так и крест Христов, воздвигнутый на Голгофе, дарует исцеление и покой всем уязвляемым грехами душам нашим.

Дорогие братия и сестры, совершая поклонение кресту Господню, мы должны заботиться о том, чтобы наше наружное поклонение являлось бы выражением искреннего внутреннего душевного преклонения пред нашим Спасителем, несшим на Голгофу на раменах Своих крест — орудие Своей искупительной за нас смерти. Оно будет спасительно для нас, если оно будет служить выражением нашей искренней и благоговейной веры в Распятого Господа. Распятый на кресте Иисус Христос — Спаситель и Бог. Крест — это знамя нашей христианской веры. Со смиренной верою преклоним колена и ум наш пред этим знаменем, благоговея пред неисповедимою премудростию Божиею и высочайшею тайною любви Божией к роду человеческому. Мы должны всегда исповедовать свою веру в распятого за нас Господа, помня заповедь Спасителя: «Всякий, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф. 10, 32). Примером для нас в этом да служат ныне празднуемые мученики Маккавеи, которые жили за двести лет до Рождества Христова, когда было воздвигнуто гонение на их веру, на все их обряды и праздники, жизнь богоугодную. И они, верные закону Божию и заветам предков своих, пренебрегли угрозами нечестивого царя. Для них смерть была лучше измены вере. Держась веры, они не страшились ни тяжких мучений, которым их предавали, ни смерти. И за свое мужественное исповедание они были все умерщвлены вместе с их матерью Соломониею и учителем старцем Елеазаром.

Дорогие! Зная силу животворящего креста, зная, что Господь пострадал за наши грехи, чтобы мы жили для правды, постараемся жить благочестиво, в правде Божией. Иначе, если мы будем грешить, мы подвергнемся страшному наказанию не только за грехи наши, но и за попрание крови Сына Божия. Да не будет этого у нас! Напротив, преисполнимся чувства благодарности, с истинной сыновней преданностию и с любовью припадем ко кресту, лобызая изображенного на нем Спасителя и взывая: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Аминь.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх