Приветственная речь на молебне при открытии Пермского Университета 1 октября 1916 года

Приветственная речь на молебне при открытии Пермского Университета 1 октября 1916 года

Итак, исполнилось общее усердное желание: отныне Высочайшим Царским изволением в Перми открывается Университет. Приветствуем с сею радостью, как с праздником, прежде всего тех, кто особенно горячо и усердно потрудился для исполнения сего желания; приветствуем и всех искренно радующихся сему. Наконец, приветствуем и сам Университет в лице его первоначальных представителей, ныне украшающих наше собрание. Но вместе с тем да позволено будет вашей любовью мне по долгу архиерейства проникнуть и в подлинный смысл этой радости, всеми теперь переживаемой.

Смысл же этой радости в высоком имени открываемого ныне Университета. Universitas – вот то высокое классическое слово, от которого и имя наречено Университету. Всеобъемлющее, всеобщее, Вселенная – вот высокая цель и священное назначение всякого Университета. Он должен изучить Вселенную и в прошлом, и в настоящем, и в будущем ее. Величественна и даже необъятна для человеческого ограниченного сознания Вселенная, а следовательно, величественна и почти необъятна и цель Университета! Царя Вселенной – человека – он должен поставить в ней сознательным хозяином и властелином, как и Великий Всеблагой Творец проглаголал первым людям, вводя их в мир сей: господствуйте над всею землею и обладайте ею (Быт. 1, 28).

Однако проходят столетия жизни Университетов, а Вселенная все неопознана. Знания о ней запутаны, противоречивы, сомнительны, часто сбивая и людей с толку. Но это не от неосуществимости цели Университета, а от несовершенства людей, от несовершенства и их познания. Люди мысли, мужи науки, искренно ревнуя об успехе своей отрасли знания, часто готовы именно это ставить во главу угла и всего универсального знания, искренно уверенные, что и свету только в окне этой их родной области знания. В дальнейшем же – как естественна даже вражда между самыми науками до непримиримости и взаимного их уничтожения, вместо первоначального чистого соревнования! Так и здесь область ума, как и в духовной жизни, неотделима от области воли и сердца.

Для блага царя Вселенной – человека – да не будет сего в чистой области знания! Исполнится же это тогда, когда, как и в житейских взаимоотношениях людей, всякая область научного знания будет знать свое место во всем универсуме, когда всякая отдельная наука будет как бы из своего только маленького окна смотреть на одну и ту же величественную и прекрасную в своем богатстве и разнообразии Вселенную – творение Великого Художника Творца Бога, когда эта Вселенная с разных ее сторон будет одной высокой целью всех разнообразных исканий и наблюдений ума человеческого. Именно тогда единая Вселенная во всем своем чудном разнообразии с разных сторон и под разными углами зрения явится всесторонне и согласованно опознанной, при свете одного и того же солнца живущей и движущейся.

Но где же Тот Свет, который не только освещает Вселенную, но оживляет ее, согревает, движет и всю Собой проникает? Это Тот Свет, о котором сказано как о Животворящем еще в самом начале мирового хаоса: и Дух Божий ношашеся верху воды (Быт. 1, 2). Это Он –Дух истинный – привел все к бытию из небытия, это Он первоначальный бесформенный, безобразный мировой хаос упорядочил, привел в целесообразное и стройное движение и оживил.

Знающая свое место и назначение наука это и доказывает, начиная с уничтожения веры древних и новых материалистов в вечность материи и продолжая выяснением всех этапов жизни Вселенной до самого конца ее. Такая наука уже и теперь вполне согласна с Богооткровенной Библией о постепенном образовании мира, соответственно библейским дням творения, как и о конце его. Пусть же будут и вовсе уничтожены перегородки и взаимные предубеждения между отдельными науками. Тогда по взаимной связи между ними и опознается со всех сторон и во всех отправлениях своей судьбы вся Вселенная как исполненная дыхания Единого Творческого Духа, ее оживляющего. Тогда исчезнут и все временные противоречия в изысканиях одного и того же ума человеческого.

Сей новый Пермский Университет да идет сим путем уяснения единой жизни всего универсума – великой Вселенной, дабы всех привести от своего посильного знания к оживотворяющему и исполняющему Вселенную Живому и Животворящему Духу Бога Творца и Промыслителя.

Итак, приветствуя всех искренно и воодушевленно радующихся открытию Пермского Университета, самому же сему новому Университету в лице его присутствующих представителей в благословенный дар от себя принося сию святую Иверскую икону Владычицы, в день Покрова Которой и открывается Университет, по священному долгу глашатая вечной и высочайшей Божественной Истины призываю всех ныне помолиться о ниспослании Божественной благодати на новый рассадник просвещения.

Наверх