Притча о Блудном сыне

Притча о Блудном сыне

«Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему» (Лк. 15:17–19).

Как только вспыхнула искра в душе блудного сына, и как только он сравнил свою жизнь на чужбине и жизнь у отца, принял твердое решение «встану и пойду к отцу моему!» Говорит «встану», ибо видит свое глубокое падение. Третьего пути не существует: или на самое дно адской пропасти, или ввысь, к отцу своему. А отец богат, изобильны его богатства, нет рядом с ним голода; наемники его имеют хлеб с избытком, а я, его сын, умираю с голода. Хлеб символизирует жизнь, наемники – творения, которые ниже человека, созданные Богом: животные и другие существа. Блудный сын пал ниже животного и пожелал иметь хотя бы столько же, сколько имеют животные. Животные не свободные существа, Бог управляет ими по Своей воле и силе. Он дает им жизнь, пищу, заботится о них. А блудный сын расточил в блуде и ту жизненную силу, которую Бог дает животным, но они не злоупотребляют этой силой.

«Согрешил против неба и пред тобою». Небо здесь символизирует в первую очередь святых Ангелов Божиих и особенно Ангела-Хранителя; символизирует и те божественные дары, которые Господь дает каждому человеку и которые представляют в грешном человеке небо и «удовольствие в законе Божием» (Рим. 7:22). О том, что под небом понимаются Ангелы, говорят слова Самого Господа: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:10). А если бывает радость о кающемся, то есть и печаль о нераскаянном грешнике. То, что под небом понимаются и духовные существа, подтверждается и такими словами апостола Павла: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1Кор. 6:19), и еще более понятно это из слов Спасителя: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Следовательно, всякий, кто согрешит перед Богом, тот согрешает и перед Ангелами Божиими, и перед праведником в себе самом, который от Бога, что значит перед небом. Потому и говорит раскаявшийся сын: «согрешил против неба и пред тобою».

«И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15:20). Как безгранична и умилительна любовь Божия! Насколько велико было Его терпение к грешнику, настолько велико Его прощение и Его радость. Как только грешник покаялся и вступил на Божий путь, Бог спешит ему навстречу, принимает его, обнимает и целует его. Велика радость матери, когда она видит исправившегося сына; велика радость пастыря, когда находит потерянную овцу; велика радость женщины, когда находит потерянную драхму, но все это несоизмеримо той радости Господа об одном покаявшемся и обратившемся грешнике. Как только рождается в нашем сердце покаяние, хотя мы еще далеко, далеко от Бога, Он нас уже видит – «Ты разумел еси помышления моя издалеча» (Пс. 138:2), спешит нам на помощь Отец Небесный, раскрывает объятия и удерживает нас, чтобы снова не попали мы в бесовскую пропасть, на свиное поле, в землю глада. «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак. 4:8). О скорейшая помощь! О благословеннейшие руки! Если в нас не погасла последняя искра совести и разума, мы должны устыдиться перед такой любовью Божией, должны покаяться как можно скорее и поспешить в объятия к нашему оскорбленному Родителю, опустив голову и возвысив сердце.

Когда раскаявшийся сын приходит к отцу, он говорит ему то, что решил сказать: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Но этими словами он не сказал всего, что хотел. Еще хотел он сказать: «прими меня в число наемников твоих». Но отец не дал ему закончить. Отец не позволил раскаявшемуся сыну унижаться и просить его принять в наемники, он перебил сына и обнял его, поцеловал и сказал «рабам своим: принесите лучшую одежду, и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Лучшая одежда символизирует все сокровища и всю красоту духовных даров Божиих. Это одежда святости и чистоты, в которую был облечен Адам до грехопадения и удаления от Бога в далекую землю. Эта одежда – Сам Христос, поэтому она названа лучшей, как говорит Апостол – «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал 3:27). Оголенная от добра душа обнажается полностью, ее ветхая, грязная и изорванная одежда сбрасывается, и она облекается в новую. Эта новая одежда символизирует нового человека, покаявшегося, перерожденного, прощенного и принятого Богом. Без этой новой одежды никто не может войти в Царство Божие, это ясно видно из притчи о свадьбе царского сына (см. Мф. 22:2–14). Эта одежда, по словам Апостола, состоит из «милосердия, благости, смиренномудрия, кротости, долготерпения, более же всего из любви, которая есть совокупность совершенства» (ср. Кол. 3: 12–14; Еф. 4:24; Откр. 7:14; Зах. 3:4).

Перстень на руке означает венчание души с Христом. Кающийся расторгает свои блудные связи с этим миром, прилепляется душой к Христу и соединяется с Ним в нерасторжимом единстве. Такое обручение происходит только силой и благодатью Святого Духа, под печатью Которого находятся небесные дары.

...И обувь на ноги, – говорит отец своим рабам. Обувь символизирует силу воли, которая помогает человеку решительно пойти по пути Божию, без колебаний и без оглядки.

Под откормленным теленком следует понимать Самого Иисуса Христа, Который отдал Себя на заклание ради очищения грешников от греха.

Рабы символизируют Ангелов или священство. Если под отчим домом понимать только небо, тогда под рабами следует понимать Ангелов, если же предположить, а это предположение верно, что под отчим домом подразумевается Церковь на земле, тогда под рабами подразумевается священство, которое призвано совершать таинство жертвы Христовой и питать ею людей ради вечной жизни. То, что в первую очередь здесь подразумевается Церковь, понятно потому, что блудный сын не умер телесно, а пока человек не простится со своим телом, он принадлежит Царству Божьему в виде Церкви Божией на земле. А то, что под рабами подразумеваются и Ангелы, видно из того, что, во-первых, Ангелы присутствуют при Святом Таинстве, а во-вторых, что Господь направляет людей на путь спасения через Ангела-хранителя.

Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Телесная жизнь еще теплилась в нем, но духовно он был мертв. Последняя искра Божия, сохранившаяся в его душе, вспыхнув, оживила всю душу. Он осудил себя еще тогда, когда отделился от отца. И нашелся. Это значит, что он в свете Божией искры, разгоревшейся в душе, нашел то, что потерял – самого себя.

И начали веселиться. Узнав о том, что произошло, старший сын осердился и сказал отцу: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение твое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» (Лк. 15: 29–30). Так праведный сын сказал отцу. Так, осердившись, говорят многие праведники в Церкви, когда Церковь с радостью и умилением принимает покаявшихся грешников и приводит их к Святому Таинству Причастия. Так могут сказать Богу и ветхозаветные праведники, видя, как Он принес Сына Своего Единственного в жертву младшему поколению человечества – нам никогда не дал и козленка. Им, грешным и блудным потомкам, принес огромную жертву, а нам не дал и самой малости. Поскольку коза символизирует грех вообще, праведники могли бы сказать – нам Ты запрещал совершить и малейший грех, маленький и ничего не стоящий, как козленок, а это поколение награждаешь величайшим сокровищем, Которое имеешь – Своим Сыном!

Если пойдем дальше в этом рассуждении, мы увидим, что эта простая притча вбирает самую сущность всей истории человеческого рода от падшего Адама до величайшего Праведника, до Господа Иисуса, Который приходится человечеству, Адаму и его потомству, Старшим Сыном Отца Небесного, хотя Он – единственный рожденный, а не усыновленный. Если бы Господь Иисус Христос рассуждал как обычный смертный человек, Он мог бы сказать Отцу Своему – Адам согрешил пред Тобою и отпал от Тебя, и он и все его потомство хулили имя Твое, а Ты сейчас ему и его потомству готовишь такую славу и радость, которых ни Я, ни все небеса не ведали. Конечно, Господь Иисус Христос никогда не мог бы осердиться на Своего Отца Небесного и никогда не мог бы сказать Ему таких слов, за исключением того случая, если провидя наши помыслы не сказал бы этого нам в укор и поучение, чтобы мы не гордились своей праведностью и в гордости не презирали кающихся грешников. Он как будто хочет сказать нам – если Я, Вечно Праведный, Который от вечности нераздельно пребываю с Отцом, не протестую против принятия Адама в Царство Небесное, как можете вы, со вчерашнего дня праведные, а грешные от первого грехопадения Адама, протестовать против любви Божией к кающимся грешникам.

«Сын мой, – сказал ему отец, – ты всегда со мной, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:17, 31).

Так Господь утешает праведника, напоминая ему о несметных сокровищах, которыми он вместе с Ним владеет и располагает. Все мое твое. С возвращением брата твое сокровище не станет меньше, а твоя радость умножится. Ибо «брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Так заканчивается эта притча, которая сама по себе целое Евангелие, таинственное и поучительное. А кто еще глубже молитвенно проникнет в эту притчу, откроет в ней для себя еще больше тайн и уроков. Слава Господу Иисусу Христу, Который оставил нам эту притчу, словно сокровищницу мудрости, из которой поколение из поколения черпает для себя богопознание и человекопознание, научаясь любви через терпение, прощению через Божие человеколюбие и радости через радость Божию от принятия кающихся грешников. Слава и Его безначальному Отцу и Животворящему Духу – Троице единосущной и нераздельной ныне присно и во веки веков. Аминь.

Наверх