Преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 1961 г.

Преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 1961 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает (1 Ин. 4 , 12)

Сегодня мы с вами, дорогие братия и сестры, чтим память одного из великих апостолов Христовых, столпа христианской Церкви, ревностного проповедника Христова учения, написавшего нам святое Евангелие, три послания и Апокалипсис, — мудрого и любвеобильного апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, чей день преставления мы ныне ублажаем, был ближайшим и любимейшим учеником Господа нашего Иисуса Христа. По выражению церковной песни, он был другом и наперсником Христовым. Чем же особенно отличался этот апостол от других учеников Господа и чем заслужил он особенное благоволение и расположение Иисуса Христа? Будучи образцом целомудрия и кротости и имея мягкое и нежное сердце, расположенное любить Бога и ближних, апостол и евангелист Иоанн Богослов всею душою прилепился ко Господу, Учителю своему, и полюбил Его с нежностью детского сердца, за что и был ближе других апостолов и доступнее к Спасителю. Эта любовь к Божественному Учителю выражалась не на словах только, но и на деле. Так, в то время, когда Иисус Христос был распят на кресте и когда ученики Его страха ради иудейска (Ин. 20, 19) разбежались, стояли при кресте только Божия Матерь и ученик Иоанн. Вот тут-то, в минуты величайшего уничижения Божественного Учителя, в минуты всеобщего опасения за самую жизнь, святой апостол Иоанн и доказал на деле свою любовь и глубокую привязанность ко Господу Иисусу Христу. Видя столь великую любовь и преданность к Себе Иоанна, Иисус Христос здесь же отличает его от других Своих учеников. Он усыновляет Иоанна Своей Матери, и с той поры Пресвятая Богородица пребывала в доме его до славного успения Своего.

Но верный любви к Богу, этой первой и самой главной обязанности каждого человека, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов любил также и ближних своих. Так, он постоянно увещевал людей жить в мире и любви, повторяя до последних дней своей жизни все одни и те же слова: «Чадца, любите друг друга». Когда же его спрашивали, зачем он часто повторяет одно и то же, он с глубоким убеждением своего благодатного сердца отвечал: «Потому что в этом одном заключается все; исполните эту одну заповедь, и вы исполните весь закон, угодите Богу, достигнете высшего совершенства, потому что уподобитесь возлюбившему нас Господу Иисусу Христу и будете сынами Всевышнего». А в чем заключается существо любви, об этом послушаем святого апостола Павла, который говорит: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 4—8).

Увещевая же любить ближних, апостол Иоанн в то же время поучал, что нужно любить не словом или языком, но делом и истиною (1 Ин. 3, 18). Это он доказал примером из собственной жизни. Однажды, когда святой апостол Иоанн Богослов проходил города Малой Азии с проповедью Евангелия, то в одном из них увидел он юношу, способного и одаренного душевными качествами. Взяв его к себе, он научил его вере и истинам Христовым и, отправляясь в другой город, он поручил этого юношу епископу того города, говоря: «Сего юношу поручаю тебе; вся Церковь и Дух Святый да будут свидетелями; соблюдай его от всякого злого дела». Епископ, приняв юношу, воспитывал его как своего сына и по совершении зрелого возраста, видя его благонравие и кротость, ослабил свой надзор за ним. Юноша стал предаваться порочной жизни, познакомился с порочными людьми, стал красть, пьянствовать и наконец совершенно удалился в горы в разбойничью шайку, которая его избрала главарем. По прошествии некоторого времени апостол Иоанн возвратился опять в тот город и сказал епископу: «Возврати мне сокровище, которое я дал тебе на хранение как в верные руки, возврати мне юношу, которого я поручил тебе, чтобы ты научил его страху Божию ». — «Погиб юноша,— отвечал со слезами епископ,— умер душою, а телом разбойничает по дорогам». — «Так ли следовало блюсти душу брата? — сказал апостол Иоанн.— Но дай мне проводника, я поищу того, которого ты погубил». Немедленно взяв с собой проводника, он сел на коня и отправился в горы искать заблудшую овцу. Находившиеся в потаенных местах стражи разбойничьей шайки схватили апостола и привели его к своему начальнику, но тот, когда увидел в пленнике святого Иоанна, бросился бежать от него. Тогда святой старец, забыв свою старость, стал преследовать бегущего, крича вслед ему: «Сын мой, зачем ты бежишь от меня, отца твоего? Зачем напрасно утруждаешь меня? Остановись, помилуй меня, слабого и немощного старца; остановись, не бойся, ты имеешь еще надежду спасения. Я буду отвечать за тебя пред Богом, я душу свою положу за тебя, как Христос положил Свою за нас. Христос послал меня даровать тебе отпущение грехов. Я буду страдать за тебя, пусть кровь, которую ты пролил, будет на мне, пусть бремя грехов твоих отяготеет на моей вые». Тронутый слезами и словами апостола, разбойник остановился, бросил свое оружие, в страхе и трепете предстал пред святым старцем, обливаясь слезами и сгорая от стыда. Святой апостол Иоанн падает в ноги злодея, умоляет его пощадить свою душу и возвратиться в лоно Святой Церкви к премилосердному Господу Иисусу Христу. Таким образом, погибшая овца возвращается к своему избранному стаду. Любвеобильный апостол сам разделяет с ним подвиги церковного покаяния — пост, молитву, бдение и коленопреклонения и не оставляет его, доколе совершенно не уврачевал его душу и не утвердил на пути христианской жизни. Такова искренняя, христианская любовь к ближнему, готовая принять на себя все немощи ближнего и положить душу свою за спасение их. Вот это истинная христианская любовь, достойная звания христианского. Она-то делает нас истинными учениками положившего за нас душу Свою Иисуса Христа. «О сем разумеют ecu, — говорит Он, — яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин. 13, 35).

Таким образом, возлюбленные братия и сестры, по примеру святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и мы должны любить Бога всем сердцем, и всею душою, и всем помышлением нашим, и ближних своих любить не словом и языком, но делом и истиною, при случае даже не щадить и жизни своей для спасения ближних. «Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя», — говорит празднуемый ныне святой апостол Иоанн (Ин. 15, 13). Если мы, христиане, искренно станем любить друг друга, будем дружелюбно расположены друг ко другу, то Бог всегда будет с нами, и наша жизнь на земле будет счастливою и мирною. В первые времена христианства у всего общества верующих было одно сердце и одна душа (Деян. 4, 32). В наше время, когда в наши взаимоотношения прокрались вражда, ненависть, ссоры, раздоры, споры и несогласия, нам необходимо почаще взирать на образы благочестивых, любвеобильных мужей, каким является святой апостол и евангелист Иоанн, и поучаться истинной христианской жизни и любви из его Евангелия и посланий, и просить его молитв за нас. Все послания его проникнуты духом христианской любви и призывом любить друг друга: «Будем любить друг друга, потому что Бог прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4, 19). «Кто не любит ближнего своего, в том нет любви Божией» (см.: 1 Ин. 3, 17), — говорит он.

Поэтому, дорогие братия и сестры, будем прилагать усилия облечься в христианскую любовь и возлюбим друг друга, потому что любовь от Бога есть (1 Ин. 4, 7), и, кто пребывает в любви, тот пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16). Аминь.

26 сентября (9 октября) 1961 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.

Наверх