Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца. 1962 г.

Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца. 1962 г.

Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня весь христианский мир, и в особенности наша Русская Православная Церковь, чтит память величайшего подвижника в сонме святых, молитвенника и покровителя земли Русской и нашей Церкви, преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. По неизреченной милости Божией мы с вами и в этом году имеем радость торжественно в молитвенной обстановке прославлять нашего молитвенника и заступника, ходатая за землю Русскую, всеми любимого преподобного и богоносного отца нашего Сергия.

«Полюби святого Сергия: он был русский в душе; полюби его искренно, и он полюбит тебя!..» — говорит один из верных сынов нашей Церкви, глубоко любивший преподобного Сергия (Андрей Николаевич Муравьев. См.: Путешествие к святым местам русским. Издание 3-е, ч. I, с. 86.). С юных лет возлюбив Христа всей душой, он по смерти своих родителей удаляется в непроходимые леса, на то место, где сейчас красуется величественная Троице-Сергиева Лавра, и здесь предается величайшим подвигам, ведя суровую пустынную жизнь. Благодаря аскетическому подвигу, соединенному с молитвою и богомыслием, он достигает величайшего духовного преуспеяния в очищении своей души от страстей и греховных влечений и стяжании величайшего душевного мира, спокойствия и бесстрастия, которого мы и представить себе не можем. Скуден наш язык, чтобы по достоинству прославить преподобного Сергия и все его подвиги. «Вот он, — говорит приснопамятный святитель Московский Платон, — подвижник наш, в сладком своем уединении, в убогой, но спокойной келлии, очи свои возводит всегда к Живущему на небесах, очи, исполненные слезами покаяния... Мысль его беседует с Богом; язык прославляет Владыку всех; его сердце — жилище всякой добродетели, а потому и Духа Святаго; руки же его служат его требованиям телесным... Он далек от всякой суеты и от соблазнов мира, работает Господу со страхом и трепетом (см.: Пс. 2, 11), работает в приятном уединении, в сладкой тишине, имея всегда ничем не смущаемые мысли, не обремененный заботами рассудок и спокойный дух». Но, прежде нежели преподобный Сергий достиг сего блаженного состояния, прежде чем вкусил он сладости пустыни, сколько браней должен был он претерпеть, сколько вынести борьбы?! «Кто может поведать, — говорит списатель его жития блаженный Епифаний, — все уединенные подвиги сей твердой души, неусыпно соблюдавшей все требования устава подвижнического? Кто изочтет его теплые слезы и воздыхания к Богу, его стенания молитвенные и плач сердечный, его бдения и ночи бессонные, продолжительные стояния и повержение себя на земле пред Господом? Кто сочтет его коленопреклонения и земные поклоны, кто расскажет о его алкании и жажде, о скудости и недостатках во всем, об искушениях от врага и страхованиях пустынных?» Несмотря на тяжелые искушения и телесные лишения, он никогда во всю свою жизнь ни на что не жаловался, ни на что не роптал, не унывал, не скорбел. Он всегда и всем был доволен, при всех своих недостатках и нуждах он был спокоен и терпелив. Он воистину был истинный воин Христов. «Не было места унынию в мужественном сердце Сергия, — говорит преподобный Епифаний, — с радостью принимал он все скорби как бы от руки Божией; искушаемый, как золото в огне, он восходил от силы в силу; крепкий верою в Бога, он столько же крепко и уповал на Бога, по слову Писания: надеющийся на Господа, яко гора Сион: не подвижится во век (Пс. 124, 1)».

Достигнув высоты духовной и нравственной жизни, он промыслом Божиим поставляется на свещнике, чтобы быть светильником для других. К нему стало стекаться братство, он принимал всех с любовью, и под его мудрым и опытным руководством воспитывалось высоконравственное монашество, и братия сами потом были просветителями и светильниками христианской веры среди нашего народа. Достаточно сказать, что преподобным Сергием и его учениками было основано более семидесяти монастырей преимущественно в северной части нашей Руси, сделавшихся впоследствии рассадниками христианского образования и культуры. С именем преподобного Сергия связана еще одна светлая страница русской истории — освобождение нашего народа от ига татаро-монгольского владычества. Полтора века наш народ находился в тяжелом порабощении у иноплеменников, так что уже и потерял надежду на свое освобождение. Но преподобный Сергий вдохнул веру в народ, поднял его упавший дух, пробудил в нем веру в себя, в свои силы, и по его молитвам по милости Божией народ освободился от нравственной и политической закрепощенности. Преподобный Сергий любил и любит свой родной русский народ и свою родную землю, постоянно ходатайствуя за нее пред престолом Божиим. За свою любовь к православному Отечеству и народу он всегда был любим и русским православным народом. Еще при земной его жизни к нему стекалось множество народа всякого сословия и звания с разными нуждами и скорбями, и все у него получали утешение.

Преставление преподобного Сергия наш народ горько оплакивал, но твердо веровал, что преподобный не оставит свой народ и свое Отечество и по переселении на небо. И действительно, по своем переселении на небо преподобный Сергий воздвигается ангелом - хранителем всей Руси. В самые тяжелые времена в истории нашего Отечества, когда терялась всякая надежда на спасение Руси своими силами, приходил на помощь преподобный Сергий, который своим молитвенным предстательством пред престолом Божиим спасал Россию, народ и Церковь от погибели. Примеров тому множество.

Дорогие во Христе братия и сестры, любовь ваша к преподобному и ныне вас всех собрала из разных городов и сел нашей страны в обитель его, чтобы молитвенно почтить память нашего российского молитвенника и печальника. Помолимся все сегодня преподобному Сергию, чтобы он, вместе с предстательством Царицы Небесной и наших русских угодников, благоволил вознести свои усердные молитвы пред престолом Божиим за спасение нашего Отечества, нашей Церкви и благодатной Лавры. Воздохнем все и из глубины души с умилением и со слезами воззовем к нему: «Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!» Аминь.

25 сентября (8 октября) 1962 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.

Наверх