Предостережение от народной смуты. Поучение в сельской церкви в Великий четверг после прочтения 12-ти eвангелий. 1905 г.

Предостережение от народной смуты. Поучение в сельской церкви в Великий четверг после прочтения 12-ти eвангелий. 1905 г.

Мы выслушали сейчас, братие, в двенадцати евангелиях святую повесть о страданиях, смерти и погребении нашего Спасителя. Но прежде чем разойтись отсюда по домам, с этими возженными свечами, зажжем мы и закрепим в умах и сердцах своих хоть один урок святого повествования, сообразно обстоятельствам переживаемого нами времени. В прошлый раз, в Вербное Воскресенье, с этого самого священного места мы говорили о слезах нашего Спасителя, о злосчастной судьбе неверующего Иерусалима и всякого нечестивого земного царства и народа, говорили о превратности народа еврейского, который после торжественных восклицаний: «осанна» всего чрез несколько дней опозорил и погубил Себя навеки дикими воплями: «возьми, возьми, распни Его!» Сегодня в евангелиях мы слышали эти вопли и крики. Слышали и о том, как испугался их судия-Пилат, и как он предал на мучения и смерть Иисуса Христа, хотя и сам считал Его Праведником и не нашел в Нем никакой вины. Пилат и вправду подумал, что слышит истинный голос всего народа...

Не знал он и не видел, как среди толпы бегали подосланные слуги первосвященников и старейшин, врагов Иисуса, как они подучали народ требовать смерти Спасителя, то запугивали, то уговаривали и убеждали благом народным, а по местам и сами, прикидываясь представителями народа, вопили и кричали: «возьми, распни Его». И Пилат поддался обману, и народ поддался обману – и изрек роковое, страшное слово: «кровь Его на нас и на детях наших».

Не так ли, братие, бывает иногда и теперь, и среди нас? Особенно в наши тревожные и смутные дни появилось множество людей, которые желают вовлечь народ в обман различными слухами, дурными речами, возмутительными призывами к бунтам, подметными листками, а то и дурными газетами, дурными книгами! Чаще всего эти речи направляются против Бога, против Церкви и ее служителей, против Царя и Его слуг, против России, нашей дорогой и любимой матери. Слушает эти речи простой народ, да и не один простой народ! – слушает эти речи, и часто смущается, сбивается с толку, верит злым людям, а того не знает, что все это делают враги Бога и Церкви, враги нашего отечества, желающие погубить его нашими же собственными руками. В последнее время стал народ наш грамотным; он ищет истины, он жаждет прочитать хорошую книгу; он привык уважать все напечатанное; он верит каждой печатной строчке. Но составители листков, газет и книг часто дают народу вместо хлеба – камень и вместо рыбы – змию, они печатают нередко злые речи, они нередко вводят читателей в обман. Читает простой народ такие дурные книжки и газеты, и смущается душою, а того не знает, что есть хорошие сочинители, хорошие книги и газеты, а есть дурные и вредные; того не знает, что как нельзя верить всякому слуху и всякому слову, так нельзя верить и всякому печатному листу. В прежнее время власти строго следили за книгами и газетами и не допускали печатать ничего вредного, но это, оказалось, мало помогло делу, ибо злые люди ухитрялись обходить закон, они и без разрешения пускали в народ много книг и листков злонамеренных и запрещенных, а народ, думая, что все напечатанное дозволено и одобрено, мог еще легче поддаваться обману. Поэтому правительство желает теперь дать полную свободу печати, чтобы все могли печатать что угодно. Пусть же добрые и разумные люди разбираются теперь сами в том, что хорошо и что худо, что полезно и что вредно, где истина, а где ложь и обман. Нужно помнить, что газеты, листки и книги – все равно, что и неписанныя слова, все равно, что улица. На улице можно услышать и слово правды, а можно услышать и слово лжи, смотря по тому, кто говорит, как и святое Евангелие учит: благий человек от благого сокровища сердца своего износит благая, а лукавый от лукавого сердца своего износит лукавое. Ибо от избытка сердца глаголют уста (Лк. 6:45); от доброго сердца говорится умное, доброе, мирное, полезное слово, а от злого сердца говорится слово гнилое, лживое, слово клеветы и раздора, бунта и измены. Так случилось во время суда над Иисусом Христом: злые люди подучили еврейский народ, народ послушал их – и сам на себя призвал проклятие. Так бывает и теперь. Злые люди, враги нашей родины, ненавидящее Христа, ненавидящие и Poccию за то, что она почитает Христа, издают и печатают такие газеты, листки и книги, распускают такие слухи, которые явно подучают народ кричать то против Царя Небесного, то против Царя земного: «распни, распни Его». И правду нужно сказать, – чаще всего такие самозванные и зловредные учители принадлежат к тому самому еврейскому племени, которое некогда распяло и Христа, а ему вторят сбитые с толку, то подученные, то запуганные, и сами христиане.

Как же беречься от такого обмана? Как разбирать учителей истинных от ложных и опасных? Как различать учение правое от пагубного и лживого? Как разобраться, где хорошо и правильно написано и напечатано, а где ложно? А ведь осторожность очень и очень нужна!

Мы обыкновенно стараемся уберечься от всякого обмана и в быту житейском. Мы испытаем лошадь, когда ее покупаем; мы испробуем товар, когда его берем; мы даже деньги стараемся распознать, не фальшивые ли они. Тем более мы должны разбираться в том, что касается нашего ума и сердца, должны знать пробу и мерку для всякого учения, для всякого учителя. Такая проба дана нам. Вот мера и проба: слово Божие в святом Евангелии и писаниях святых апостолов; учение святой нашей Церкви; голос ее пастырей, а затем любовь наша к родине, слово закона и голос нашего Царя. Что согласно с этою меркою, то истинно; что несогласно, то надобно отвергнуть. Что говорит о вере в Бога, о послушании Церкви, о любви к царю и отечеству, то достойно веры, а что против всего этого, того не следует и слушать.

Во многих местах нашей родины народ, слышавши не раз злых учителей и распознавши их злонамеренность, стал в озлоблении бить их и насильничать над ними. Но это и не по-христиански, и грешно, и неразумно. Здесь чаще всего вместо виновных можно обидеть правых, как нередко и бывало; здесь – одно самоуправство, вредное и пагубное, и противное закону. Лучший способ бороться с злыми учителями и злыми учениями – это не слушать их: тогда поговорят они, поговорят, да и перестанут.

А если будем слушать их, то и случится с нами то, что было с народом еврейским, который о Сыне Божием, о своем Господе и Спасителе кричал: «распни Его»; случится с нами то, что было с Пилатом, который Праведника отдал на распятие. Избави нас, Господи, от этого ужаса и несчастья!

Избави нас, Господи, от человек некоторых, и от бесов, и от всякие иные неподобные вещи! (Из молитв вечерних). Аминь.

Наверх