Правила для выборов кандидатов в должности священноцерковнослужителей на приходы епархии

Правила для выборов кандидатов в должности священноцерковнослужителей на приходы епархии

Выработаны епархиальным съездом и утверждены к временному применению в Пермской епархии

1) Кандидат священства должен иметь богословское образование и воспитание. Как то, так и другое приобретаются не только через среднюю школу или пастырскую, но и через домашнюю подготовку. В последнем случае кандидат священства или диаконства подвергается более подробному и продолжительному испытанию в особой экзаменационной комиссии, то есть держит соответствующий сану экзамен, причем при испытании обращается внимание не только на рассудочные знания, но главным образом и на религиозную настроенность. Могут получать дальнейшую степень священства по экзамену те члены клира, которые не только обладают достаточными богословскими знаниями, но также и заявившие себя широкой плодотворной деятельностью.

Примечание. Священники на диаконской вакансии и диаконы на псаломщической вакансии имеют полное право быть избранными и утвержденными на тот или иной приход, хотя бы и на штатное место, без всяких экзаменационных испытаний.

2) При этом: а) при замещении священноцерковнослужительских вакансий приход имеет право выбирать кандидата и о состоявшемся выборе представляет на рассмотрение епископского Совета и утверждение епископа; если же (Совет) епископ не утвердит избранного кандидата, то должен дать приходу мотивированный отказ на предмет новых выборов, причем приходу предоставляется право апеллировать в высшую церковную инстанцию; б) если кандидата у прихода нет, то приходское собрание просит окружный совет указать желательных для этого прихода кандидатов; в) если указанный окружным советом кандидат не будет избран или утвержден или же и окружный совет не может указать кандидата, то приход просит об указании кандидатов Епископский Совет, и, наконец, г) если и последний не укажет кандидатов или указанный не будет избран или утвержден, то епископ назначает своего кандидата.

Примечание. Для подыскания кандидата приходу предоставляется трехмесячный срок, по истечении которого, если приход не изберет кандидата, епископ имеет право назначить своего кандидата.

3) Избрание свящонноцерковнослужителей происходит только на праздные места.

4) Увольнение священноцерковнослужителей возможно только по суду и следствию. Дело об увольнении членов клира должно сначала рассматриваться окружным советом.

Самый порядок избрания клириков происходит в такой постепенности.

При открытии места священноцерковнослужителя в приходе епархии, желающие и удовлетворяющие вышеописанным требованиям кандидаты на должность подают о том прошение с документами и отзывами от подлежащих начальств архиерею. По собрании всех необходимых справок и сведений, архиерей разрешает или не разрешает просителю явиться на указываемый им приход для заявления его намерения занять свободное в приходе место священноцерковнослужителя. Если же прихожане и сами имеют желанного кандидата, то со всеми сведениями о нем представляют архиерею. По собрании необходимых о таком лице справок и сведений, архиерей или отводит его, как не полноправного, или разрешает иметь его в числе прочих кандидатов на свободное место. Срок для подачи прошений и заявлений о кандидатуре на свободное место назначается трехмесячный.

После того архиерей через члена благочиннического Совета назначает в ближайший праздничный день избрание приходом кандидата на свободную должность. Все прихожане через порайонных членов приходского совета оповещаются о предстоящих выборах, посему не явившееся не имеют права не соглашаться с имеющими состояться выборами. В день выборов совершается торжественная литургия и после оной молебен храму с предварительным выяснением смысла выборов. При избрании участвуют все члены клира приходской церкви и представитель от благочиннического Совета, при избрании же священников и из окрестных священников два или три по крайней мере. После молебна членом благочиннического Совета объявляются прихожанам имена и фамилии кандидатов на место с имеющимися о них сведениями из Консистории. Все собрание прихожан и посторонних представителей приглашается свидетельствовать по совести об указываемых кандидатах, если кто что-либо о них знает. После того закрытым голосованием прихожане указывают желанного им священноцерковнослужителя. При полном большинстве голосов избранный и объявляется кандидатом на место. При отсутствии же такого большинства голосов записки с именами всех получивших большинство голосов избирательных представителем благочиннического Совета при открытых царских вратах полагаются в виду собравшихся на Святом Престоле на блюде. По пропетии всем народом молитвы «Царю Небесный» и тропаря храма, блюдо с записками износится к народу и руками мальчика или девочки избирается одна записка с именем избираемого кандидата, каковое имя и объявляется собравшимся. После того поется всем народом молитва «Достойно есть»; желательно, чтобы и в перерывы избирательного собрания присутствующие освящались и просвещались общим пением молитв. После того составляется письменный акт избрания, подписываемый членами церковноприходского совета (для упрощения дела), причтом и представителями благочиннического Совета и окружного духовенства. Акт сей направляется архиерею на утверждение.

В случае взаимного недовольства от прихожан на клирика и от клирика на прихожан, такие недоразумения прежде всего разбираются на благочиннических Советах и на окружных съездах. Но и после того, до времени, по заповеди святого апостола Павла друг друга тяготы носите, на ежегодных епархиальных собориках возможен полюбовный обмен членами причта между приходами епархии. Например, по какому-либо недоразумению расстроились отношения между священником и прихожанами; но в другом приходе его знают, и он им нравится; однако и там произошло несогласие со священником; вот и могут столковаться те и другие и поменяться между собой. Может это происходить и на окружных съездах, которые бывают чаще. На сих же съездах окружных уместен и общий братский суд для выяснения несогласий между членами причта, а равно между членами причта и прихожанами, чтобы возможно было примирить несогласных или, наоборот, выяснить чью-либо исключительную виновность, чтобы общим решением привлечь и к братскому ответу, и взысканию виновного.

Пермь. 23 июня 1917 года

Наверх