Проповеди на праздники:

Слово на день тезоименитства Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны, 23-го апреля 1904 год

Слово на день тезоименитства Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны, 23-го апреля 1904 год

«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или мечь? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание» (Рим. 8:35–36; Псал. 43:23).

Святая Церковь совершает ныне память великомученика Георгия Победоносца и мученицы царицы Александры, супруги Римского императора Диоклитиана, живших и пострадавших за исповедание веры Христовой в начале третьего столетия по Рождестве Христовом; и сегодня же Церковь и Государство празднуют всенародною молитвою именины Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Федоровны.

Св. Георгий был храбрый начальник отряда римских войск. Император язычник Диоклитиан сначала любил и уважал его; но, узнав, что Георгий христианин, велел заключить его в темницу.

А потом его колесовали; и когда Господь исцелил его от всех ран, его обули в железную, гвоздями вверх остриями набитую обувь, и гнали его с места на место; после того, связавши его, зарыли на три дня в негашеную известь; только тайная внутренняя молитва и помощь Божия спасла его от смерти. В это время явился какой-то волхв Афанасий с своей услугой царю, и принес две стклянки с сильною отравою, и сказал государю: если хочешь, чтобы этот безумец во всем покорился тебе, пусть выпьет это питье, указывая на одну стклянку; если же хочешь, чтобы он умер, – пусть примет это, указывая на другую. Георгий выпил и то и другое, и оправдал слова Спасителя: верующие аще что и смертно испиют, не вредит их (Мк. 16:18). Тогда Афанасий исповедал Христа Богом, и был обезглавлен, Георгий также. Царица Александра, видевшая страдания великомученика и чудеса, бывшия при его страданиях, не раз ходатайствовала за него пред своим мужем. Но когда ходатайства ее остались безуспешны, она решительно объявила, что и она христианка: разгневанный Диоклитиан велел отсечь ей голову. Но промыслу Божию неугодно было, чтобы она скончалась от палача: на пути к месту смертной казни, она утомившись от пути, попросила стражей дозволить ей присесть, и в этом положении предала душу Господу с полною готовностию вкусить смерть от удара меча; Церковь справедливо называет ее мученицей.

Христианский писатель того времени, описывавший страдания мучеников, говорит в своем сочинении: если бы у меня была сотня уст и железная грудь, то и тогда я не мог бы исчислить все виды мучений, которые претерпели верующие; тысячей книг не достало бы для описания их. Жестокость доходила до того, что изувеченных лечили для того только, чтобы снова их мучить. Твердость мучеников была изумительна: они с радостью шли на мучения, как на торжество и на пир царский, потому что предвидели и предвкушали вечную жизнь, уготованную им от Бога после кратковременных страданий. Мученики, как апостол Павел, говорили: кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или мечь? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание. Столь были люты времена для христиан; так языческий мир вооружился против них и хотел истребить их вовсе. Но, чем более их мучили и истребляли, тем более они умножались, и на место замученных являлись десятки и сотни тысяч новых христиан; этому содействовали бесчисленные поразительные чудеса при их страданиях, и явная непобедимая сила Божия, подкреплявшая их, и видимые явления мученикам Самого Христа, всесильного Бога, подкреплявшего их Своим всерадостным словом и лицезрением и близостию блаженной кончины и вечного блаженства.

При всех видах мучений – страдальцы мученики испытывали в сердцах необыкновенную радость, которую сообщал им Дух Святый, Утешитель, Дух Отца небесного, обитавшего в сердцах их и облегчавшего их страдания так, что как бы не они страдали, а кто-то другой, в них обитавший, т.е. Сам Христос, пострадавший за нас.Перейдем к нашему времени. Мы живем во времена христианские, когда христианская вера распространилась по всем частям света, хотя полсвета людей и более принадлежит еще к языческому миру. Но современные христиане, в том числе и многие из русских, стали не лучше, а хуже безбожников, по духу отрицания от истинной веры и церкви и кощунственного к ним отношения (Толстой и Толстовцы); а с тем вместе и от христианской молитвы и покаяния; заветы Христа многими попраны; Распятый Христос заповедал нам самоотвержение: кто хочет идти за Мною, говорит Он, да отвержется себя, от своего слепого, плотского, растленного ума, от своих безумных смертоносных страстей, возмет крест свой и идет в след Меня (Лк. 9:23), а между тем многие из соотечественников поступили и поступают совершенно обратно – отверглись не от себя, не от плоти и мира прелюбодейного, а от Самого Христа и Евангелия, от Церкви Божией; свой разум и свою плоть обоготворили и удовлетворение плотским, гибельным страстям возвели в догмат своего рода, или, выражаясь современным языком ученых, в культ плоти и ее страстей, а для этого сочли дозволительными всякие средства для удовлетворения плоти и миру – растрату казенных и общественных сумм, или наследственного имущества, задержку и неуплату денег работникам и поставщикам их, неплату за забранные товары, или кражу имущества церковного и частного; убийства из за похищения; проедание и пропивание своего или чужого достояния; проживание на чужой счет, леность к труду умственному или физическому, непокорность родителям или учащихся и подчиненных – своим начальникам, словом сказать: многие обратили к Богу свою спину, свои хребты, а не лице свое, не сердце свое, и не веру свою, а самое дерзкое неверие; породили в себе не страх Божий, не благоговение к Богу Творцу, а безверие и бесстрашие, гордость и неблагодарность, не смирение и сознание совершенной от Него зависимости и бесчисленных к нам благодеяний Его. Вот характер поведения нашей интеллигенции и не интеллигенции.

А за такую жизнь и за такое поведение праведный Господь и Судия дает нам грозный урок – дерзко навязанную нам войну и в ней – потери многих верных сынов России и наших многомиллионных военных судов. Еще только начинается война: и что будет впереди – одному Богу известно; сколько будет жертв, сколько потерь. Нужно для России немедленное покаяние всех сословий; исправление нравов, отрешение от безумного безбожия; смирение и благоговение к заповедям Божиим и тщательное исполнение их; обращение искреннее к породившей и воспитавшей их матери своей Церкви святой; почтение детей к родителям и воспитывающихся к своим воспитателям; справедливость, честность, воздержание, целомудрие, твердость и постоянство брачных союзов; милосердие и сострадание к обиженным и бедным. Если так поведем себя, – что подай Боже, – тогда Господь легко покорит врагов под ноги наши, как в прежние годы, прославит правое оружие наше. Не будем же сами вызывать праведный гнев Божий против нас и надеяться только на силу и мужество воинов и силу бранного оружия.

Богом сотворим силу – и Он, один Он уничижит врагов наших (Пс. 59:14). Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх