Проповеди на праздники:

Слова и поучения, произнесенные в разные годы. Слово на день священного Миропомазания и Венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, 14-го мая. Монархия – Божие учреждение

Слова и поучения, произнесенные в разные годы. Слово на день священного Миропомазания и Венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, 14-го мая. Монархия – Божие учреждение

«Сказал Господь Самуилу (пророку): Я пришлю к тебе человека, и ты помажь его в правители народу Моему – Израилю, и он спасет народ Мой от руки филистимлян» (1Цар. 9:15–16).

Святая Церковь и держава Русская воспоминают и празднуют торжественное священное миропомазание и венчание на царство Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Александровича. Обряд миропомазания царей на царство есть обряд древнейший, установленный Самим Богом, единым вседержавным Царем всех царств земных, а потому он знаменателен и существенно важен по своему происхождению и внутреннему действию на помазуемого. Он знаменует излияние на него особенной милости и силы Божией и державной власти к управлению вверяемым народом. Царь Давид, Боговдохновенный певец Израилев говорит во 2-м псалме от лица Божия: Я помазал царя Моего над Сионом, святою горою Моею. Хотя эти слова относятся к Мессии, Царю духовного царства Божия, но здесь слово помазание, взятое от богопреданного обычая помазывать царей на царство, показывает, что с миропомазанием царя на царство ему дается от Бога Божественная власть, т.е. от Него непосредственно исходящая. А потому слово Божие и заповедует подданным: повинитеся всякому человечу созданию Господа ради: аще царю яко преобладающу, аще князем, яко от него посланным в отмщение злодеем, в похвалу же благотворцем (1Пет. 2:13–14). А потому власть монархическая неограниченная есть установление Божественное, как самое естественное, мудрое и полезное. Еще древний языческий писатель греческий говорил: «всепагубно правление многих, един да будет царь, единственный господин».

Нынешние беспокойные, непризванные политики питают вожделения конституционного или республиканского правления и в России, но они не понимают истории и характера Русского народа, который не может быть без царя самодержавного, который живет им и в нем и в благополучии и злополучии, и на него одного после Бога и Царицы небесной, возлагает свои надежды. Он верит, что сердце царя в руке Божией и Он, Господь, направляет его, куда хочет (Притч. 21:1), по слову писания. Один Бог на небе, один Царь в коренной России, как одна вера православная, одна Церковь святая, соборная и апостольская.

Кроме обряда миропомазания над царем совершается обряд венчания на царство. Венец, как символ власти или доблести и подвигов человека для славы Божией и награды за них, есть должное и лепотное украшение царя, как повелителя народа, Богом поставленного и возвеличенного, и он должен внушать подданным благоговение и преданность к нему, как Божиему ставленнику и как бы Его наместнику на земле, особенно соблюдаемому и хранимому Богом. Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется, говорит царственный пророк. Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его Ты не отринул, ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота. Ты возложил на него честь и величие. Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего. Ибо царь уповает на Господа, и по благости Всевышнего не поколеблется. Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет всех ненавидящих Тебя. Ты истребишь плод их с земли и семя их из среды сынов человеческих. Ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли выполнить их. Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лицо их (Пс. 20:2–13).

Итак, будем благоговеть пред Царем, как данным от Бога Самодержцем для блага России, будем молиться за Него, за Его державу и о благопоспешестве Его царствования, о державе, победе, пребывании, мире и здравии и спасении Его, и чтобы Господь Бог благопоспешил Ему во всем и покорил под ноги Его всякого врага и супостата. Аминь.

 

 

 

 

 

 

Проповеди на праздники:

Наверх