Проповеди на праздники:

Слова и поучения, произнесенные в разные годы. Слово на день памяти святого, славного и всехвального апостола Андрея Первозванного, 1904 год

Слова и поучения, произнесенные в разные годы. Слово на день памяти святого, славного и всехвального апостола Андрея Первозванного, 1904 год

«Проходя близ моря Галилейского, Иисус увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы. И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Матф. 4:18–19).

Какое необыкновенное призвание Спасителем двух иудейских рыбарей Петра и Андрея к высокому апостольскому делу, для которого и Сам Он пришел с небес на землю! Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. От подобного призывает к подобному: от ловитвы рыбы к ловитве человеков. Почему проповедь Евангелия о покаянии и о Царствии небесном и о Мессии-Спасителе, Господь называет ловитвою? В этих приточных словах Господа, как и во всех Его притчах, заключается Божественная премудрость, правда и благость. Божественному взору Христа представлялось ясно печальное зрелище мира, именно – как бесплотный ловец-диавол с бесчисленным своим воинством злых духов ловит человеческий род по всей земле, или правильнее сказать – уже уловил его в свои пагубные сети и покрыл его смертною тенью; Его всевидящему оку ясно представлялось все человечество, погруженное в пагубу идолопоклонства, все его растление бесчисленными пороками; видел Он словесных Своих тварей погибающими от мысленного волка, ныряющими в глубине погибели, – и пришел взыскать их, извлечь их из сетей вражиих, как драгоценную ловитву, принести их Отцу Небесному – просвещенными, очищенными, возрожденными банею крещения и покаяния, освященными, и почтенными даром обожения и вечной жизни. Для этого величайшего дела Господь-Сердцеведец избрал простых, неученых рыбарей, немудрствующих лукаво, добрых сердцем и преданных Ему всецело, людей, коих Сам научил великому делу ловитвы, Сам умудрил их совершить это великое дело, Сам возродил, сделав их из ветхих мехов, мехами новыми и из ветхой одежды новою, как Он Сам говорил в притче (Мф. 9:16; Мк. 2:21; Лк. 5:36–38). Сам дал им дар слова и разума и сделал их способными пронести Евангелие Царствия небесного во все концы мира, чтобы столь великое дело, – как спасение человеческого рода – не было приписано искусству или силе людей, но, как и во истине – силе Божией, и чтобы никакая плоть не похвалилась пред Богом (1Кор. 1:29). Теперь понятны слова Небесной Премудрости: идите за Мною – и Я сделаю вас ловцами человеков, т.е. будьте, как Я, беcстрастны для мира, нестяжательны, оставьте ради Меня дом, семью, промысл земной, как Я оставил ради спасения людей – небо и престол Отца Моего Небесного и пришел к вам на землю, полную смрада греховного, в эту юдоль смертную, к отчужденножу от Меня грехом человечеству, ибо Я пришел во Своя, к Своим людям, Мною сотворенным и воспитанным и Свои Меня не приняли (Иудеи) (Ин. 1:11). Идите за Мною, будьте странниками и пришельцами на земле, как и Я сделался ради вас Странником, ищите неба, этого древнeго, утраченного грехом отечества и всех влеките к нему, ловите людей из глубины погибели в страну вечно живых. Человеку-христианину, сведущему в св. писании и истории церковной, хорошо известно, каким дивным успехом благословил Господь апостольскую проповедь, привлекши людей от идолопоклонства к богопознанию, – как изменили они нравы людей и принесли Христу Богу великую ловитву спасенных, обратив их из области сатаны к Богу. При этом мне пришло на мысль следующее как бы недоумение. Почему безначальный, всемогущий Бог, беcконечно премудрый и праведный, Который мог бы в одно мгновение предать вечной муке гордого, лукавнейшего и злейшего отступника-сатану, лишить его всякой силы вредить людям, и избавить таким образом от его пагубных сетей род человеческий, им прельщенный и прельщаемый непрестанно, – почему Он доселе попускает ему искушать и прельщать людей, и губить их и производить в мире беcчисленныe бедствия со всеродною смертию рода человеческого, и иногда приводить самую природу в смятение? И, что всего удивительнее, Сам этот безначальный и всемогущий Творец вместо того, чтобы покарать злодея совершенно, благоволил для спасения человека от сетей вражиих, крайне уничижить Самого Себя, принять вид раба и быть человеком, пребывая Богом, пострадать и умереть самою поносною, мучительною смертию по человеческому естеству, чтобы страданиями Своими за нас искупить нас от греха, от диавола, проклятия и смерти! Какой безмерной цены выкуп! И так почему же Господь попустил врагу иметь свободу – искушать и губить людей; от чего он не связан окончательно, и продолжает сильно пакостить в роде человеческом, а к концу мира видимого получит такую власть и силу, что едва не вся земля будет служить сатане в лице антихриста, так что когда придет Христос, то обрящет ли Себе веру на земли (Лк. 18:8)? – В попущении врагу искусительно действовать в мире до второго пришествия Христова заключается премудрость, долготерпение – правда и милость Божия. Сатана и царство его не связаны, но действуют в мире в известной степени для того, чтобы люди, верующие и верные борясь с грехом и с врагами и находясь в горниле искушений и бед, чрез то очищались и укреплялись в вере, терпении, надежде и любви и всецелой преданности Богу, побеждали благодатию Божиею врагов спасения, посрамляя их, были достойны Его святыни и получили тем – большее блаженство в будущей жизни, чем больше здесь были искушены и пострадали и укрепились в любви к Богу; известно, что человек неиспытанный в горниле бед и напастей, бывает слаб в вере и любви, не благонадежен и непостоянен, а прошедший это горнило, бывает тверд, как наковальня. С другой стороны, злым духам попущено искушать людей неверующих, гордых, сребролюбивых, сладострастных, ленивых и увлекать их в разные пороки для того, чтобы эти люди получили праведное возмездие за свое лукавство, неверие, за свою гордость, пристрастие к суете, корыстолюбие и леность и за небрежение своею душею и попечением Божиим о их спасении. Неправедный да творит неправду еще, и скверный да оскверняется еще. А творяй правду, да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро и мзда Моя со Мною воздати комуждо по делом его (Откр. 22:11–12), говорит Господь. К этому надо присовокупить еще то, что Господь наш Иисус Христос чрез Свое воплощение, учение, чудеса, страдания и смерть за род человеческий, примирив нас с Отцом Небесным, и сняв с нас тяготевшее проклятие, исходатайствовал нам благословение и дал человеческой природе все благодатныe силы к животу и благочестию, и сделал ее способною чрез веру и усердие ко всякой добродетели и совершенству христианскому и к совершенной победе над диаволом и посрамлению его, – и потому ожидает от всех нас соответствующих плодов добродетели и совершенства жития, чтобы наградить нас возможно большим блаженством, и чтобы мы могли опытом познать сколь блaго прилепляться к Богу и жить по Его заповедям. А потому да ведают и помнят всегда христиане, что диаволу попущено искушать нас или для нашего блага, чтобы мы не дремали, а бодрствовали и трудились для своего спасения, или для нашего наказания за леность и нерадение о спасении своем и за житейскиe наши пристрастия; самому же диаволу все его пакости послужат к невообразимому увеличению его вечных мучений. Известно, что ныне нравы христиан чрезвычайно раcслабели и растлились так, что для многих нет ничего святого. К такому состоянию нравов привела нашу интеллигенцию и отчасти простой народ разнузданная печать, особенно подпольная. Долго она домогалась полной свободы, и наконец достучалась. И прежде она была нередко беcпутна, а теперь больше, – и как быстро распространяется и в каком множестве! Она вытесняет слово Божие и овладевает умами и сердцами, подстрекая русский народ ко всякому беcпутству. Где у нас дух Христов, дух апостольский, дух повиновения властям? Где христианскиe добродетели? Где стремление к горнему отечеству? Господь с небесе призре на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонились вкупе, несть творяй благостыню, несть даже до единого (Пс. 13:2–3). На Дальнем Востоке острый серп Божий пожинает беcчисленные, разумные колосья, т.е. наших дорогих братьев-воинов. Так или иначе этот серп пожнет и нас. А потом куда пойдет это жниво? – Праведный Судия определил поступить с нами по правде и милости прежде сложения мира. Страшный Суд ждет человечество: грядет судити вселенней в правду и людем правостию (Пс. 97:9). Аминь.

 

 

 

 

 

Проповеди на праздники:

Наверх