Проповеди на праздники:

Слово на день Крещения и Богоявления Господня. Философия праздника. 1904 г.

Слово на день Крещения и Богоявления Господня. Философия праздника. 1904 г.

«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27).

Святая церковь совершает ныне воспоминание величайшего, спасительного дела в земной жизни Божественного нашего Искупителя, Господа Иисуса Христа, именно: Крещения Его от Иоанна Предтечи в реке Иордане, в тридцатилетнем возрасте. Естественно приходит в голову вопрос: если Христос есть безгрешный и святейший Человек и всесовершенный Бог в неслитном, нераздельном и неразлучном соединении естеств Божеского и человеческого в едином Лице, то для чего нужно было Ему крещение в быстринах Иордана, и нет-ли в этом действии Божественного Искупителя внутреннего противоречия? От чего очищаться безгрешному? От чего омываться пречистому? – Но у Бога премудрого и праведного противоречия Себе Самому быть не может; только человек, существо падшее – непрестанно противоречит себе, допуская часто бессмысленные помышления, слова и дела.

Призовем на помощь в этом, по-видимому, странном действии Богочеловека – христианское любомудрие. Для чего Христос Бог пришел на землю во плоти, приняв все существо человеческое с его немощами, кроме греха? – Человек есть существо падшее, валяющееся в скверне греха, все проникнутое этою скверною, до костей и мозгов, до сокровенных помышлений и чувств и неприметных движений воли: в нем и мысль, и желание, и память, и воображение, и все чувства и стремления направлены ко греху и проникнуты грехом, – хотя бывают и помышления чистые, чувства и стремления и дела добрые, но не без примеси греха; весь человек вне Бога – мерзок, противен Ему, как проникнутый злым ядом и тлею греха, и без очищения этой мерзости греха он не может соединиться с Богом, от Которого он получил жизнь по образу и подобию Божией простоты, Божией святости и благости, и которую утратил. Чтобы очистить человека, и, так сказать, переплавить его, и совершенно омыть от греха, Господь, как мудрый Создатель и Врач очищает его водою и Духом Святым – таиственным образом, Ему одному, как премудрому Врачу свойственным. Для этого Он Сам святейший и безгрешный, крестится в воде Иордана, освящает Собою воды для всех веков и родов человеческих, для омовения тела от скверны греха освящая воды, а душам крещаемых сообщая благодать Духа Святого, очищающую, освящающую и возрождающую; для согрешающих же после крещения, сообщая благодать прощения грехов в покаянии и благодать освящения и богообщения в причащении пречистого Тела и Крови Его. Таким образом, без огня и горнил Господь, как искусный Ваятель и Художник, как бы переплавляет и очищает Свое премудрое создание от крайней нечистоты и скверны греха, и возводит его к первобытному совершенству и святости под условием повиновения человека новым заповедям Его, как сказано: заповедь новую даю вам, да лю́бите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 13:34).И это премудрое промышление Божие о возрождении падшего и умерщвленного грехом человека, посредством крещения и прочих таинств оправдано всеми чадами Божиими (Мф. 11:19), последовавшими в простоте и усердии сердца Божиим повелениям, ибо безчисленное множество святых, чудным образом возродилось в новую жизнь и наследовало царствие Божие. Плотский, мирский, недуховный человек не может понять этого премудрого промысла Божия и духовно востязуется (1Кор. 2:14), и по своему высокоумию отвергает благодать крещения, как наш русский ересиарх – Лев Толстой, и таким образом, как древние фарисеи и книжники, отвергая мудрый Совет Божий о спасении человека, в своей гордости, неверии, лукавстве погибают, ибо без крещения и покаяния никто не может видеть царствия Божия (сн. Ин. 3:5).

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, говорит Апостол. Что значат эти слова? Они означают, что человек по вере своей или восприемников, крещенный в Христа и во имя Св. Троицы, облекается духовно во Христа, т.е. в Его святость и правду, в Его кротость, смирение, самоотвержение, воздержание, терпение, послушание, в Его любовь и милосердие, – вопреки ветхому, не крещенному, не возрожденному от Бога человеку, который внутренно, тайно весь облечен в диавола, в его гордость, лукавство, злобу, самолюбие, самоугодие, любостяжание, зависть, в блуд и всякую нечистоту, противление и неповиновение закону Божию, в неверие, своенравие, леность к благочестию, и в стремление ко всякому нечестию и нечистоте. Вот что значат слова: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, т.е. все крещенные во Христа облеклись, оделись Христом, т.е. всякою добродетелью, между тем как некрещенные одеваются невидимо, как одеждою, всяким грехом, и живут одним духом с диаволом. А отсюда вытекает непременная обязанность для всякого христианина понуждать себя стремиться усердно ко всякой добродетели, и бороться усердно и самоотверженно со всяким грехом, со всякой греховной страстью, с греховными навыками и похотями, по слову Божию: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24).

Нынешний праздник называется еще Богоявлением Господним, потому что при крещении Господа Иисуса Христа в Иордане явилось людям безначальное Триипостасное и Трисиятельное Божество – Отец безначальный, возгласивший с небес и наименовавший Крещаемого Сыном возлюбленным; Сын собезначальный и Творец всех, крестившийся по человечеству в Иордане и собезначальный Дух Святый, Коим всяка душа живится, очищается, освящается и утверждается. Таким образом в крещении Иисуса Христа во Иордане открылось великое таинство христианского богословия, чрез которое мы все научились веровать в Троицу безначальную, единосущную, Отца и Сына и Святого Духа – во едином Божестве. Это – самое главное, и спасительное учение нашей веры, и без веры во Святую Троицу никто спастись не может. Шедше научите вся языки, заповедал Христос Своим ученикам, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет (Мк. 16:16). Лев Яснополянский со своими последователями не веруют в Святую Троицу по своему высокоумию, противятся Слову Божию и не признают его за таковое, хотят найти в своих потемках какого-то другого безличного Бога, какое-то другое начало всех начал, и нашли его в виновнике всех мировых зол – в духе злобы, действующем в сынах противления (Еф. 2:2), и впали в лапы первого богоборца и отметника от Бога – диавола. Но Бог поругаем не бывает (Гал. 6:7). Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх