В неделю святых Праотец. 1896 г.

В неделю святых Праотец. 1896 г.

«Ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери; мнози бо суть звани, мало же избранных» (Лк. 14:24).

В читанном ныне Евангелии от Луки произнесен Господом грозный, праведный приговор званным и не пришедшим, по небрежению и лености, на великую вечерю, приготовленную Творцем и Праведным Судией всего мира и имеющую открыться по скончании здешнего века. Никто из тех званных не вкусит Моего ужина: ибо много званных, но мало избранных. Внимайте, возлюбленные братия и сестры: под этими званными на вечерю разумеемся и мы, ибо и мы позваны на нее Господом с того времени, как мы крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа, отрекшись предварительно от диавола и ангелов его и всего служения его и всей гордыни его. Эта великая вечеря, или ужин, есть царство небесное, уготованное всем верным и любящим Бога и соблюдающим заповеди Его.

Обратим внимание на причины, по которым не пришли приглашенные. Один сказал посланному: я купил землю, и мне нужно пойти и посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти (Лк. 14:16–24). Из приведенных слов ясно, как день, что званные на вечерю хозяином дома, т.е. Господом, отреклись от ней по неизвинительному, неразумному пристрастию к земным, временным благам и к своей страстной тленной плоти и по небрежению о душе бессмертной, созданной по образу Божию, которую так возлюбил Творец и Господь, что Сам пришел на землю взыскать ее, заблудшую, Сам искупил ее Своими страданиями и смертию и взял на рамена Свои, чтобы привесть ее к Отцу небесному.

Почему ни один из званных не вкусит вечери Господней и не войдет в царство вечное? Потому, что никто из званных и отрекшихся не приготовился, не воспитал себя для нее, не развил духовного вкуса, не приобрел себе одеяния духовного, чужд всякой добродетели, наг, безобразен, по причине множества грехов. А какое общение света со тьмою, правды с беззаконием (ср. 2Кор. 6:14)? Никакого. Званные на вечерю, по непростительному неверию, невниманию, неблагодарности к звавшему, всю жизнь работали только для тела тленного, для плоти грешной и ее страстей, для ее наслаждения, и ничего не делали для души бессмертной, – не очистились покаянием, не заботились об отсечении своих страстей, пресечении пороков и грешных наклонностей и так и умерли в своих нечистотах, в своем отчуждении от Бога. Как же могут они вкусить блага духовной вечери? Не могут, неспособны; если бы хотя на минуту ввели их в рай, – им было бы там крайне тяжело, невыносимо, ослепительно по причине их греховности, земности, грубости, нечистоты; и они сами осудили бы себя в ад, к подобным себе, в смрадную и огненную темницу, уготованную грешникам. Такова доля нераскаянных грешников, таков конец страстей человеческих.

Как ценили святые звание Господа на вечерю велию? С каким усердием они шли на голос Призывавшего? Как готовились? Как подвизались? Какой нам пример показали? Как о нас молятся Господу, чтобы и нас сподобил Он водворения с ними и избавил нас от прелести здешнего мира и его суетных наслаждений, – чтобы и нас возбудил к покаянию, исправлению и дал нам ревность ко всяким подвигам добродетели?

Будем же все готовиться на великую вечерю царства небесного; отбросим леность и нерадение, будем умерщвлять страсти плотские, препятствующие нам жить для Господа и для души бессмертной, любить Бога и ближнего. А в любви святой – весь закон. Аминь.

Наверх