Проповедь на неделю Ваий, 1902 г.

«Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Мф. 21:5).

Идучи на вольную, мироспасительную страсть в Иерусалим, Господь восхотел посетить на пути болевшего друга Своего Лазаря и сестер его Марфу и Марию, и так как по Божественному всеведению предвидел его кончину, – совершить славное воскрешение его из мертвых во уверение общего воскресения всего рода человеческого. Чудо воскресения четверодневного мертвеца уже предавшегося разложению, наиболее всех чудес прославило Иисуса Христа, как Мессию и Победителя всеродной смерти человеков, и было причиною восторженной Его встречи жителями и пришельцами Иерусалима, собравшимися на праздник Иудейской Пасхи. Но в первосвященниках, книжниках и фарисеях оно возбудило страшную зависть и злобу, и они решили окончательно умертвить Того, Кто обличал их пороки, и Кто пришел умертвить самую смерть нашу. Не ведали распинатели, что они распинали своего Благодетеля Агнца Божия, вземлющого грехи мира (Ин. 1:29) и грехи их самих – молившегося Отцу: Отче, отпусти им, не ведят бо что творят (Лк. 23:34). А нынешние все богохульники, как Лев Толстой и товарищи его, знают, что хулят Спасителя мира, проповеданного и принятого верою во всем мире, но в гордости своей хотят посмеяться общему верованию и, если не уверуют и не обратятся, то все зле погибнут (Мф. 21:41).

Так как сегодня св. Церковь торжественно и воспоминательно празднует вход Спасителя на молодом, не носившем никакого ярма, осле во св. град Иерусалим, при радостном ликовании народа и особенно детей, – то побеседуем о том, что́ означал этот необыкновенный и, по-видимому, странный въезд Его в Иерусалим на ослице и осленке, а не на коне, как водилось у восточных царей и победителей; что́ значила эта радость и ликование народа и особенно незлобивых детей, прославивших Господа – и как всезлобный ад подвигнул нечестивых людей на убиение Жизнодавца и Господа, не предвидя того, что убиенный им по плоти Христос вонзит древяное Свое копие, т. е. крест Свой, в его адское чрево и прободет его смертным, вечным прободением, а поглощенные им души избавит от всепожирающего его чрева.

Послушаем как св. евангелист Матфей описывает торжественный въезд Иисуса Христа в Иерусалим.

«Когда приблизились Христос, ученики Его и народ к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо пред вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осленка с нею; отвязав, приведите ко Мне, и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Все же сие было, да сбудется реченное чрез пророка, который говорит, скажите дщери Сионовой: «се, Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий, сидя на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9). Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус. Привели ослицу и молодого осла, и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев, и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение, и говорил: кто это? Народ же говорил: это Иисус, пророк из Назарета Галилейского. И вошел Иисус в храм Божий... и приступили к Нему хромые и слепые, и Он исцелил их. Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! вознегодовали. И сказали Ему: слышишь ли, что́ они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс. 8:3)? И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию, и провел там ночь» (Мф. 21:1–17). Вот описание входа Господня в Иерусалим.

Почему сверх всякого обычая, Иисус Христос вступил в Иерусалим не на коне, а на ослице и на молодом осленке? – Здесь виден разум Божий, Господь поучает нас не только словами, но и предметами одушевленными и неодушевленными. Так Он проклял бесплодную смоковницу в обличение неплодия Иудейского и Иуды предателя; здесь Он восседает на ослице и осленке в знак того, что Он приведет в познание Своей державы и Своего вечного царства языческие народы, не знавшие ярма закона Моисеева вместо отпадшего от Бога народа Иудейского, и, когда войдет в Церковь Христову полное число язычников; тогда Иудеи обратятся ко Христу. Итак вход в Иерусалим на ослице и осленке имел таинственный смысл – именно обращение язычников, в числе которых призваны и мы, русские. Что касается ликования народа и детей, встречавших с радостию грядущого на осле Господа, то эта общая радость происходила от наполнявшего сердца их восторга по случаю воскресения из гроба четверодневного мертвеца Лазаря и удивления Божественному Чудотворцу; а устами незлобивых детей, восхвалявших Господа, говорил Дух Святый.

Совершенно противоположное действие произвел вход Господа в Иерусалим в гордых и завистливых фарисеях – чувство крайней зависти и злобы, и они решились убить Его. Кажется, с этого времени весь ад вселился в них. Страсти ослепляют человека и он не знает сам, что творит, – самые нелепые и безрассудные дела, как об этом и сказал Сам Распятый ими на кресте: Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят. Христос пришел как Бог бессмертный, убить пожиравшую род человеческий смерть и даровать нам бессмертие Своею победою над смертию, – а враги убили Его Самого по плоти, доставив чрез то, сами не зная, не ведая, величайшее благо человеческому роду, – и без сомнения, были бы и они прощены взявшим на Себя грехи мира Агнцем Божиим, если бы покаялись в своем Богоубийстве.

Дивны дела Твои, Господи! Ад в слепой, беспредельной своей злобе, подвиг всю силу свою в первосвященниках, книжииках и фарисеях для убиения Христа, прельстив сребролюбием и одного из апостолов Христовых продать на смерть Живота всех, и по допущению Божию, во исполнение премудрого и предвечного Совета Божия о спасении рода человеческого смертию Христовою, – достиг своих адских усилий, убил плоть Жизнодавца, – но, прежде всего погубил сам себя, и, если бы знал о последствиях страданий и смерти Христа для своего адского царства, – употребил бы все усилия не допустить Его до страданий и смерти. Крест и смерть Жизнодавца разрушили власть и царство сатаны, и он отдал все поглощенные им души пленившему ад Избавителю рода нашего. Эту победу над адом Христа распятого так воспевает Церковь: «Три креста водрузил на Голгофе Пилат: два разбойников и один Жизнодавца; ад, увидев Его, испустил отчаянный вопль и воскликнул слугам своим – бесовским полчищам: о слуги мои и силы мои! Кто, вонзив гвозди в сердце мое, учинил мне внезапно прободение деревянным копием; я растерзан, страшно болю во внутренностях моих, уязвляюсь утробою, чувства мои смущают дух мой и я вынужден изрыгнуть Адама и всех от него происшедших, преданных мне чрез вкушение от запрещенного древа; ибо древо креста вводит их опять в рай» (Служба 4-й седмицы поста; среда; икос по 6-й песни). Вот что́ сделал ад на свою окаянную голову, доведя Христа до смерти крестной. Христос сокрушил его державу и расхитил всю его корысть; все его многочеловечное богатство, как свидетельствует о том святая Церковь в воскресных службах своих.

Итак воскликнем все Победителю смерти Христу Жизнодавцу: благословен грядый на вольную страсть нашего ради спасения и крестными страданиями и смертию Своею, победивший нашу смерть и даровавший всем воскресение, которое и совершится в последний день мира.

Имея данное нам время для подвигов исправления нашей жизни и всякой добродетели, позаботимся победить в себе страсти плоти и духа и украсить души милосердием к ближним, кротостию, смирением, послушанием, терпением, долготерпением, воздержанием, чистотою и целомудрием. Аминь.

Наверх