Проповеди на праздники:

Слова и поучения, произнесенные в 1907–1908 годах. Слово на день воспоминания и празднования священного Миропомазания и Венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича всея России. 1

Слова и поучения, произнесенные в 1907–1908 годах. Слово на день воспоминания и празднования священного Миропомазания и Венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича всея России. 1

«Врагов Моих тех, сказал Господь, которые не хотели, чтобы Я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо Мною» (Лук. 19:27).
Воспоминаем и празднуем день священного Миропомазания и Венчания на царство Благочестивейшего Государя нашего. Смутны и полны внутренней крамолы эти два-три года Его царствования, и самый царский венец с порфирою едва не обагрился недавно кровию. Уже готовы были смертоносные орудия. Недремлющее Провидение сохранило жизнь Царя. Но этому поводу позволяю себе перенестись мысленно в древнюю священную историю Евреев и рассказать об одном подходящем и похожем на наше печальное состояние событии, бывшем во времена Судей израильских. Между судиями еврейского народа был, между прочими, воздвигнутый Богом для управления и защиты его от иноплеменников, знаменитыи верою, мужеством и любовию к отечеству своему, Гедеон, занимавшийся земледелием. Он спас Божиим содействием Евреев от воинственных Мидианиятян, хотевших покорить иудеев своему языческому безбожному игу. Когда он умер в глубокой старости, после него осталось 70 сыновей, так как он был многоженец, кроме того он имел еще сына от служанки, Авимелеха. – По смерти отца, Авимелех пришел в один город земли своей, и упросил родственников своих – по матери; чтобы они постарались расположить в его пользу жителей его, выставляя им на вид, что им невыгодно будет подчиняться семидесяти сыновьям Гедеоновым, а лучше признать над собою власть одного, и при том – того, который близок к ним по родству. А жители того города (Сихема) Евреи уже ввели у себя служение языческому божеству Ваалу, и успели устроить капище финикийскому божеству, названному ваал-вериф, т.е. оберегателю союзов и клятв. У этих людей, богоотступников, Авимелех нашел себе приверженцев. Они величали его братом своим и дали ему денег из капища своего божка. На незначительную сумму он нанял праздных и бездомных людей, пришел с ними в дом отца своего покойного и избил братьев своих на одном камне, исключая одного младшего брата Иоафама, который успел скрыться. После того все жители города собрались на одном месте и там у дуба поставили Авимелеха царем. В это самое время на близ лежащей горе Гаризине неожиданно показался Иоафам и громким голосом кричал: послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог. Когда сделалось молчание, он продолжал: когда-то деревья решились непременно помазать над собою царя. И сказали маслине будь у нас царем. – Маслина отвечала: расстанусь ли я с тучностию моею, которую употребляют, чтобы почтить богов и людей, и стану ли я трястись над деревьми? Деревья сказали смоковнице, приди ты, царствуй над нами. – Смоковница отвечала: расстанусь ли я с сладостью моею и с прекрасным плодом моим, и стану ли я трястись над деревьями? – Деревья сказали виноградной лозе: – приди ты, царствуй над нами. – И виноградная лоза отвечала: расстанусь ли я с соком своим, который веселит богов и людей, и стану ли я трястись над деревьями? Наконец все деревья предложили терновнику: поди ты, царствуй над нами. – Терновник сказал: если вы поистине помазуете меня царем над собою, то подите, укройтесь под тенью моей (а что за тень у терновника?), – если же нет, то берегитесь, чтобы не вышел огонь из терновника, и не попалил самых кедров ливанских. – И так, одумайтесь, справедливо ли вы поступили, поставивши Авимелеха царем, и так ли как следует, наградили Гедеона и дом его? (ныне у нас дом Романовых). Затем за вас отец мой подвергал опасности жизнь свою, и избавил вас от врагов, а вы убили семьдесят сыновей его, и поставили царем Авимелеха сына рабыни! Да выйдет же огонь от Авимелеха, и да сожжет вас. Сказав это, Иоафам убежал и скрылся от брата своего. Авимелех действительно сжег жителей в городской башне, скрывавшихся от его угрозы за неповиновение; а сам Авимелех убит был женщиной, бросившей в него обломок жернова. Таким образом проклятия Иоафама постигло и Сихемлян за нечествие и Авимелеха за братоубийство. Празднующие царское Миропомазание сыны России! Не постигнет ли праведное наказание Божие и наших изменников, покушавшихся на убиение Богом помазанного на царство Царя нашего, предки которого возвеличили его и возвели его на степень первенствующей державы в мире? – И чем бы мы стали, Россияне, без царя? Враги наши, – скоро постарались бы уничтожить и самое имя России, – так как Носитель и Хранитель России, после Бога есть Государь России, Царь Самодержавный, и без него – Россия – не Россия. Да хранит Бог Россию, и Царя России, если не ради русских, ставших недостойными по своим великим грехам, то ради Церкви православной, ради всех святых, и ради всех чудес явленных в России в прежние века по предстательству и заступлению Божией Матери и святых чудотворцев Русских, которыми не скудна Русская Церковь и Русская земля. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх