Слово на день преславного Успения Пресвятой Богородицы

Слово на день преславного Успения Пресвятой Богородицы

«Всемирную славу, от человек прозябшую и Владыку рождшую, небесную дверь, воспоим Марию, Деву, безплотных (ангелов) песнь и верных христиан удобрение (прославление). Сия бо явися небо и храм Божества» (Догматик 1-го гласа).

Так великий церковный песнописец, златострунный Дамаскин прославляет Пресвятую Деву Богородицу, всечестное Успение Которой мы ныне торжественно воспоминаем и прославляем. Будем, как бы так говорит, с радостию и благоговением прославлять сию Деву и Матерь, произшедшую из рода человеческого и родившую Бога воплотившегося: ибо Она стала небом и храмом Божества. Мы празднуем ныне Ея честное преставление. Пришла предопределенная кончина Ея земной многострадальной жизни, – и Она уснула на три дня сном смертным и вместе живоносным. Об Ней можно было тогда сказать: Девица не умерла, но спит. – Да, Она почила на три дня, как и Христос Бог, Сын Ея, – и в третий день воскрешена и подъята в славе на небо для соцарствования с Сыном конца неимущему. О блаженнейшая участь! О радость бесконечная! Достойно и праведно. Ибо Ей, Пречистой, только бы, казалось, радоваться на земле, как греха не имевшей, а Она всю жизнь страдала за Сына Своего единородного, всю жизнь боялась за Него, по причине множества врагов, – и царей, и правителей, и лжеименно ученых, и воинов, людей коварных, льстивых, завистливых, сребролюбивых. Но, вот наконец кончилась земная жизнь Богочеловека; после страданий и смерти Распятый воскрес: началась вечная слава Его. Он воссел и по человечеству одесную Бога Отца. Но для Матери Его еще не настало время славы. Она оставлена еще жить на земле в доме усыновленного Ей Апостола Иоанна и – быть свидетельницей чудных успехов христианской веры и ее всеспасительной силы в людях верующих. Она почти в старости почила. И каково, сколь славно было Ея успение! Каким светом сияло пречистое Лице Ея. Какое дивное, неописуемое, несравненное благоухание было от Ея пречистого, приснодевственного тела, как пишет св. Дионисий Ареопагит, бывший при Ея погребении! Какое сладостное, ангельское пение слышалось верными! Как боговдохновенно прославлял Ея успение в особенности св. священномученник Иерофей, ученик апостольский! Славный конец Приснодевы славного жития земного! Для чего святая Церковь ежегодно воспоминает и празднует величайшие события христианского мира – Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Сретение, Вход в Иерусалим, Пасху, Вознесение, Пятьдесятницу, Успение Божией Матери и проч.? Для того, чтобы возгревать и утверждать нашу веру, наше христианское упование, нашу благодарность и любовь к Богу и Божией Матери, нашей Предстательнице пред Богом непостыдной; чтобы помнить и не забывать наше небесное отечество, и не иметь пристрастия к здешней жизни, только приготовительной и обучительной, временной и переходной. Если бы не было этих христианских праздников, тогда христиане забыли бы, что они именно христиане званные в небесное отечество; не знали бы, зачем они живут на свете, для чего их приписали к христианскому обществу или к Церкви Божией; какая цель их жизни, для чего нужно веровать во Христа, и кто есть Христос? для чего веровать в Св. Троицу и кто – Святая Троица? Многие невежды действительно не знают, кто – Христос, и кто – Троица, и кто – Богоматерь? Не знали бы, для чего нужно молиться Богу, причащаться св. Христовых таин! Праздники церковные все это разъясняют народу, если они ходят к службам, – и поставляют его в известность касательно промышления Божия о нас, учат нас любить и благодарить Бога, каяться в своих грехах и всегда иметь в виду будущую жизнь на небесах, конца не имеющую, – и готовиться к ней, по слову Апостола: наше жительство на небесах, откуда и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 3:20). И так будем праздновать Успение Божией Матери духовно, готовясь усердно и сами к переходу из здешней временной, как сновидение исчезающей жизни – к будущей, неложным и твердым словом Божиим обещанной всем верным христианам.
Пресвятая Богородице спаси нас! Аминь.

Наверх