Проповедь в неделю Фомину

Христос воскресе!

Братия возлюбленные, вот и светлая неделя прошла и унесла с собою дела наши к престолу небесного Владыки и Судии: там, братия, там теперь дела наши. Это я говорю к тому, чтобы устрашить страхом небесного суда тех, которые недостойно, не по-христиански провели праздник Светлого Воскресения Христова, и утешить тех, которые провели его в воздержании и духовной радости.

Как встретили и провели весьма многие праздник Светлого Воскресения? Не хотелось бы приводить на память скверных дел человеческих, но надо вспомнить об них и осудить их от лица Божия вместе с лицами, их творившими. Всесветлый праздник встречен был после светлой пасхальной службы темными делами: невоздержанием и пьянством, драками, сквернословием и всяким видом греха. Подумаешь, что мы постились пред праздником только для того, чтобы тем с бо́льшею жадностию устремиться на все плотские греховные дела, чтобы с бо́льшим бесстыдством и наглостию предаться всякому беззаконию. Увы! горе, горе нам!

Все те, которые встретили праздник невоздержанием и пьянством, прелюбодейством, сквернословием и прочими им подобными делами плотскими, потеряли всю пользу, которую получили было (если только получили) от поста, потеряли пользу от покаяния и причащения святых Таин, попрали их, как неразумные животные, ногами своими, потеряли благоприятное для спасения время, данное нам милосердием Господа, – и уже не воротят этого времени. Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения (2Кор. 6:2), прилично было говорить вам во святой пост: ибо вы тогда только и приступали к спасительной бане покаяния и к всеочищающим верных Тайнам тела и крови Господней. Отныне исповедь ваша и причащение отложены до будущего поста, и кто знает, сподобит вас или нет Господь еще исповедаться и причаститься? Кто знает, не умрете ли вы в тех самых беззакониях, которыми опять после бани покаяния осквернили себя? Как больно, как жалко, возлюбленные братия, что так скоро вы оказались изменниками Христовыми и предались на сторону диавола, чтобы служить ему, человекоубийце исконному, виновнику и учителю всякого греха! Вы, скажу вам словами Спасителя, – да и я многогрешный, – вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити (Ин. 8:44).

Что же остается нам делать, братия возлюбленные? – Молиться и плакать о своих грехах. Плакать о том, что не по-христиански и даже не по-человечески многие из нас встретили праздник, а как мерзкие идолопоклонники и как дикие звери, которым долго не давали есть, коих долго не кормили любимою их пищею; плакать о том, что попрали величайшие, душеспасительные таинства Христовы – покаяние и причащение и ни во что их вменили; плакать о том, что время, данное для спасения, безрассудно потеряли. Будем плакать и молить Господа, чтобы Он не прогневался на нас до конца, и не погубил нас со беззокониями нашими 1, но обратил бы нас на путь покаяния и соделал благоискусными исполнителями заповедей Его. Решимся твердо отныне же не предаваться невоздержанию и пьянству и всем от них происходящим грехам и со слезами будем просить Господа, чтобы Он благодатию Святого Духа укрепил нас в нашем намерении и благоделании.

Братия! все прольем слезы, ибо все мы недостойно встретили величайший праздник Господень и все прогневали Господа своего: не так, не так по истине нужно всем нам встречать праздники Господни. Нужно встречать их духовною радостию о Господе о нашем избавлении от грехов и о вечном спасении чрез Христа, Сына Божия, делами милосердия, воздержания от страстей, посещением храма Божия в духе и истине.

Истинно празднует воскресение тот, кто сам воскрес от мертвых дел для дел добродетели, для веры и любви христианской, кто попрал невоздержание, роскошь и все страсти. Братия! будем праздновать праздники Господни, как христиане, а не как язычники! Аминь.

 

Наверх