Праведных Богоотец Иоакима и Анны

греч. ᾿Ιωακεμ κα ῎Αννα], святые, праведные (пам. 9 сент.), родители Пресв. Богородицы. И. и А., как и др. библейские праведники - родственники Иисуса Христа по плоти, именуются в правосл. литургическом предании богоотцами. Термин θεοπάτωρ - «богоотец» только по отношению к И. и А. употребляется во мн. ч. (θεοπάτορες;) в отпусте после главных церковных служб.

Древнейшим источником, в к-ром содержатся сведения о жизни И. и А., являются главы 1-7 Иакова Протоевангелия, христ. апокрифа, относящегося к периоду ок. 150 г.- нач. III в. Согласно Протоевангелию, И. и А. были бездетной благочестивой зажиточной супружеской парой. В один из иудейских праздников И. хотел принести дары для жертвоприношения в Иерусалимском храме, но был остановлен неким Рувимом, сказавшим И., что он не может приносить дары первым, т. к. «не произвел потомства Израилю» (Protev. Jac. 1. 3). Опечаленный этим, И. ушел в пустыню и, поселившись в шатре, решил провести в посте и молитве 40 дней и ночей, ожидая, «пока Господь не снизойдет» к нему (Ibid. 1. 7). А. также предалась скорби, к-рая усилилась из-за оскорблений, нанесенных ей служанкой по имени Иудифь. Однако, не теряя надежды, А. продолжала молиться Богу о даровании ребенка по примеру прав. Сарры, жены родоначальника евр. народа прав. Авраама. В 4-й гл. описывается явление А. ангела Господня, возвестившего ей: «...Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире» (ст. 1). В ответ А. обещала посвятить дитя Богу. Одновременно она узнала о возвращении ее мужа, к-рому также было откровение через ангела о рождении ребенка. Эти события легли в основу праздника Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы.

Исследователи отмечают в рассказе об И. и А. наличие аллюзий и прямых сюжетных заимствований из 1 Цар 1-2, Мф 1-2, Лк 1-2, когда нек-рые поступки и слова А. имеют сходство с поступками и со словами бесплодной Анны, матери прор. Самуила, во время посещения последней Иерусалимского храма (см.: 1 Цар 1. 6-18). Сцена явления ангела И. напоминает сцену явления ангела прав. Захарии в Лк 1. 11 сл. (Vorster. P. 631; Gli Apocrifi del Nuovo Testamento / Ed. M. Erbetta. Torino, 19752. Vol. 1/2. P. 18, 29).

После рождения Марии И. и А. «устроили особое место в спальне Дочери, и запрещено было туда вносить что-либо нечистое, и призвала [Анна] непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за Нею» (Protev. Jac. 6. 3). Когда Марии исполнился год, И. пригласил на большой пир священников и первосвященников; они благословили Марию и изрекли пророчество о Ней, сказав: «Бог отцов наших, благослови это Дитя и дай имя славное во всех родах» (Ibid. 6. 5). В 7-й гл. «Протоевангелия Иакова» описывается Введение во храм Пресвятой Богородицы. Когда Пресв. Дева достигла 3-летнего возраста, И. и А. решили исполнить обет посвящения Ее Богу и привели в Иерусалимский храм. По преданию, вступление Марии во храм сопровождалось торжественным шествием, а по дороге к храму стояли непорочные девы с зажженными светильниками (Ibid. 7). По окончании церемонии «ушли Ее родители, удивляясь и вознося хвалу Господу, что Дочь их не повернула назад» (Ibid. 8. 1).

В апокрифе «Евангелие о рождестве и детстве Спасителя» Псевдо-Матфея (не ранее VI в.), к-рое было составлено на основе «Протоевангелия Иакова» и «Евангелия детства Фомы» (не позднее нач. V в.), говорится о происхождении И. «из колена Иудина» (1. 1), А. «из рода Давида» и о том, что ее отца звали Иссахар (1. 2). Еще один апокриф - «Книга о Рождестве Святой Марии» (Libellus de nativitate sanctae Mariae) (IX в.) сообщает о том, что семья Пресв. Богородицы жила в г. Назарете в Галилее (1. 1), и приводит рассказ о чудесном зачатии А. Девы Марии (3. 1).

В сир. версии «Протоевангелия Иакова» (наиболее ранние рукописи 1-го перевода относятся к VI в.) во 2-м переводе, вошедшем в позднейшие компиляции, содержится ряд разночтений с греч. текстом «Протоевангелия»: И. назван Ионакир (сир.   ); в гл. 2 перед обращением к Богу А. надевает «одежды царские» (в греческом - брачные), что может рассматриваться как указание на царственное происхождение Пресв. Богородицы (Мещерская. 2007. С. 25). Также ряд оригинальных преданий об И. и А. содержится в сир. апокрифических компиляциях на основе «Протоевангелия Иакова», в т. ч. в «Истории благословенной Девы Марии», написанной в среде Церкви Востока и представленной рукописями XII-XVIII вв. (CANT, N 94; BHO, N 643-645; изд.: Budge E., ed. The History of the Blessed Virgin Mary: And the History of the Likeness of Christ which the Jews of Tiberias Made to Mock at. / The Syriac texts ed. with English transl. E. A. W. Budge. L., 1899. Vol. 1. P. 3-146). Согласно этому произведению, Ионакир, названный также Цадок (  - праведный), был сыном Маттана/Натана (  /  ), сына Елеазара ( ) (ср.: Мф 1. 15), из чего следует, что Пресв. Богородица, так же как и Иосиф, происходила по отцу из дома Давида. Жена Ионакира названа Дина ( ) (евр.- праведная); ее имя было заменено именем Анна ( ) (евр.- милость) после возвещения ей ангелом о рождении Марии. После того как Пресв. Богородице исполнилось 12 лет и Ее по обету ввели в Иерусалимский храм, у Ионакира и А. родилась 2-я дочь, которую назвали Перогита/Парогита ( ) и к-рая стала отрадой для родителей. Ионакир и А. сделали щедрое пожертвование для храма и раздали дары народу Иерусалима; умерли спустя 12 лет после этих событий. Во время пребывания Пресв. Богородицы в храме попечение о Ней взяли на себя свящ. Цадок и его жена, не имевшие детей, и «Мария стала называться дочерью Цадока по закону Господню, а праведно и истинно была дочерью Ионакира по обету» (Budge. 1899. Vol. 1. P. 16). Т. о., 2-м именем Ионакира, изначально бывшим его эпитетом, составителями компиляции назван приемный отец Пресв. Богородицы. В дальнейшем фрагмент этой компиляции под названием «О благовещении ангела Ионакиру о рождестве Марии» был включен восточносир. писателем Соломоном Басрским (XIII в.) в состав сборника библейских и апокрифических легенд «Книга Пчелы» (Assemani. BO. T. 3/1. P. 315).

Прп. Иоанн Дамаскин (VIII в.), основываясь, возможно, на местных палестинских преданиях, писал, что И. был сыном Варпанфира из рода царя Давида и приходился свойственником Иакову, отцу св. Иосифа Обручника, мужу Девы Марии (Ioan. Damasc. De fide orth. IV 14 // PG. 94. Col. 1154). Визант. писатель-агиограф Епифаний Монах (1-я пол.- сер. IX в.), приводя те же сведения, дополнительно сообщает, что А. была дочерью «Матфама [Ματθάμ], священника из Вифлеема» и что до рождения Марии, названной в честь одной из сестер А., она прожила с И. 50 лет (Epiphanius Monachus. Sermo de vita Sanctissime Deiparae. 3 // PG. 120. Col. 190с). Также Епифаний указывает на то, что 2-я сестра А.- Сови (Σωβή) была матерью прав. Елизаветы, матери св. Иоанна Предтечи (Ibid.; ср.: Niceph. Callist. Hist. eccl. II. 3 // PG. 145. Col. 760). И., по словам Епифания, умер 80 лет от роду, а А.- 2 годами позже в Иерусалиме в возрасте 82 лет (Epiphanius Monachus. Sermo de vita Sanctissime Deiparae. 4 // PG. 120. Col. 192b).

И. и А. в творениях св. отцов и учителей Церкви стали примером твердой веры и упования на Бога. Прп. Андрей Критский, восхваляя веру И. и А., говорит, что они «...сетовали о том, что не имели преемника рода своего, тем не менее искра надежды еще не погасла в них совершенно: оба они воссылали молитву к Богу о даровании им чада для продолжения семени их,- оба подражая услышанной некогда молитве Анны (матери прор. Самуила.- П. Л.)... И не оставляли они своих усилий, пока не получили желаемого» (Andr. Caes. In Beatae Mariae Natalem. Or. 1 // PG. 97. Col. 815). Повествование об И. и А. содержится в «Толковании на Шестоднев», составленном между 375 и 400 гг. и ошибочно приписываемом Евстафию, еп. Антиохийскому (Commentarius in hexameron [Sp.] // PG. 18. Р. 771-774). К преданиям об И. и А. также обращались в проповедях и др. христ. авторы: свт. Иоанн Златоуст (De nativitate Mariae Deiparae // CPG, N 4915), свт. Епифаний Кипрский (Homilia de conceptione Annae [georgice] // CPG, N 3803; см. также приписываемый ему труд: Homilia in laudes s. Mariae deipare [Sp.] // CPG, N 3771), К-польский патриарх Герман I (Homilia in praesentationem s. deipare // CPG), прп. Григорий Никомидийский (Homilia de conceptione // CPG, N 8224).

Почитание в православной традиции.

Центром почитания И. и А. является Палестина: в Иерусалиме близ купальни Вифезда, к западу от Львиных ворот, находился дом И. и А., где, согласно местному преданию, они скончались. По сообщению игум. Даниила (нач. XII в.), на этом месте была построена церковь, под ее алтарем была пещера, где хранился их гроб («Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 37). Здесь расположена правосл. ц. Рождества Пресв. Богородицы с криптой (пещерой). В эпоху крестоносцев в Иерусалиме появились храмы, посвященные А. и сохранившиеся до наст. времени: рядом с домом И. и А. была построена базилика прав. А. (восходящая к XII в.), а в ц. Гроба Богородицы (Успения Богородицы) в Гефсимании была устроена часовня И. и А. на месте захоронения кор. Мелисенды (подробнее см. в ст. Иерусалим). В этой часовне, расположенной на месте родовой усыпальницы семейства Пресв. Богородицы, находятся гробницы И. и А. Почитание И. и А. на Св. земле было также связано с мон-рем Хозива (V в.): согласно местному преданию, И. молился о даровании ему потомства в пещере прор. Илии на территории мон-ря. К востоку от монастыря находится пещера прп. Георгия Хозевита, где, по преданию, некоторое время жила А. Обе пещеры называются скитом прав. Анны.

В К-поле известны неск. храмов, освященных во имя А., самым древним из к-рых является церковь в Девтероне, построенная, как сообщает Прокопий Кесарийский, имп. Юстинианом Первым  (ок. 550 г. (Procop. De aedificiis. I 3). Церковь пострадала во время землетрясения 16 мая 865 г. и была восстановлена имп. Василием Первым Македонянином (867-886); при вдове имп. Алексея I Комнина Ирине (нач. XII в.) эта церковь еще существовала (Janin. Églises et monastères. P. 35-37). Церковь в Дигистеях построена, по сообщению патриографов, св. Феодорой (842-856), супругой имп. Феофила, на месте, где ее лошадь дважды споткнулась по пути во Влахерну и обратно. В эпиграмме Антиохийского патриарха Феодора IV Вальсамона (XII в.) содержится упоминание о ц. во имя А. в мон-ре Пресв. Богородицы Одигитрии. В Палатии церковь была построена имп. Львом VI Мудрым (886-912) недалеко от дворца императрицы. В мон-ре Пресв. Богородицы в Пиги (см. ст. Живоносный Источник иконы Божией Матери мон-рь) находилась часовня во имя Анны. Храм или часовня в Халкопратиях, по мнению Р. Жанена, могли находиться на территории храма Пресв. Богородицы (Ibid.). По сообщению Псевдо-Кодина (сер. XIV в.), Анна, супруга имп. Льва III Исавра (717-741), построила мон-рь во имя Анны, известный также как мон-рь Спуда (Preger T. Scriptores originum Constantinopolitanarum. Lpz., 1907, 1975r. Vol. 2. P. 251; Janin. P. 38).

Мощи А. и ее мафорий были перенесены в 710 г., при имп. Юстиниане II, из Иерусалима в К-поль (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 284). В средние века зап. паломники сообщали, что видели в мон-ре Ставровуни (Кипр) плечо и ладонь А. Части мощей А. находятся в мон-рях на Афоне: левая стопа А. была перенесена из скита прав. Анны близ мон-ря Хозива в Большой скит прав. Анны на Афоне. Правая стопа А. находится в мон-ре Кутлумуш, левая рука - в мон-ре Ставроникита. Частицы мощей А. хранятся в мон-рях и храмах Греции: вмч. Пантелеимона, Ксенофонта прп, мон-ре, Успения Пресв. Богородицы Макелларии близ Калавриты (п-ов Пелопоннес), Успения Пресв. Богородицы в Прастосе в Кинурии, в ц. св. Герасима в р-не Ано-Илисия в Афинах, в Иоанна Богослова мон-ре на Патмосе (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 143), а также в мон-ре св. Анны близ Ламии и в Иоанна Богослова мон-ре близ Суроти. Частица мощей И. находится в ц. Панагии Горгоэпикоос в Фессалонике.

Основным днем памяти И. и А. является 9 сент., попразднство Рождества Богородицы. Эта память указана в палестино-груз. календарях VII-X вв., отражающих древнюю минологическую традицию Иерусалимского Патриархата (Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 325-326; Марр И. Я.Описание груз. рукописей Синайского мон-ря. М.; Л., 1940. С. 143). Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.) и Типикону Великой ц. (IX-XI вв.), в этот день в К-поле совершалась торжественная служба в их честь в храме Пресв. Богородицы в Халкопратиях (SynCP. Col. 29; Mateos. Typicon. T. 1. P. 22). В труде мусульм. энциклопедиста аль-Бируни, ссылающегося на календарь правосл. общины Хорезма нач. XI в., память И. и А. указана 8 сент., причем Рождество Богородицы не отмечено (Al-Birouni Abou Rîhân. Les fêtes des Melchites et al. / Éd., trad. R. Griveau. P., 1914. P. 312. (PO; T. 10. Fasc. 4)). 9 дек., в день Зачатия Пресв. Богородицы, совершалась служба А. в посвященной ей церкви в к-польском квартале Эвурани (Mateos. Typicon. T. 1. P. 127) и в храме во имя А. в Халкопратиях (SynCP. Col. 291), а 25 июля, в праздник успения А.,- в ц. во имя А. в Девтероне (SynCP. Col. 841-842). В Минее из рукописи Sinait. iber. 56 под 25 июля отмечена память успения И. и А. (Garitte. P. 287; Марр. С. 91). В груз. календаре X в. (Sinait. iber. 34) под 16 янв. обозначена память благовестия И. о рождении Пресв. Богородицы (Garitte. P. 132).

Косма Веститор (VIII-IX вв.) написал Гомилию об И. и А. (BHG, N 828), свт. Георгий Никомидийский (IX в.) - Похвальное слово в честь А. (BHG, N 131) и 3 Слова на праздник Зачатия Богородицы (BHG, N 1102, 1111, 1125z), прп. Петр  Аргосcкий (кон. IX - нач. X в.) - Похвальное слово в честь А. (BHG, N 133) и Слово о празднике Зачатия (BHG, N 132), свт. Евфимий II (IX - нач. X в.), патриарх К-польский,- 3 Слова о празднике Зачатия (BHG, N 134a - c), мон. Иаков Коккиновафский, визант. писатель XII в.,- Слово о празднике Зачатия А. (BHG, N 1126), Георгий Ритор - Похвальное слово в честь И. и А. (BHG, N 828c). Из анонимных сочинений известны Житие И. и А. (BHG, N 828b) и Похвальное слово в честь А. (BHG, N 134d). Феодор Иртакин (1-я пол. XIV в.) составил на основе «Протоевангелия Иакова» и др. источников, включающих Гомилии и Похвальные слова, соч. «Описание сада св. Анны», где рассказывается о месте, в к-ром молилась А. о даровании ей потомства (BHG, N 134; Dolezal M.-L., Mavroudi M. Theodore Hyrtakenos' Description of the Garden of St. Anna and the Ekphasis of Garden // Byzantine Garden Culture / Ed. A. Littlewood e. a. Wash., 2002. P. 105-159).

Сиро-мелькитские Минеи содержат службы 2 праздников - 9 сент. и 25 июля (Codices syricacos, carshunicos, mendaeos, complectens / Ed. R. Payne-Smith. Oxonii, 1864. Pt. 6. P. 313, 359. (Catalogi codicum manuscriptorum Bibliothecae Bodleianae; 6); Catalogue of the Syriac Manuscripts in the British Museum / Ed. W. Wright. L., 1870. Vol. 1. P. 319).

Почитание на Руси (в России)

Придел во имя родителей Пресв. Богородицы был устроен не позднее нач. XII в. в новгородском Софийском соборе (упом. в НПЛ под 1108 в связи с погребением в соборе свт. Никиты Новгородского). В «Летописце новгородском церквам Божиим» XVII в. сообщается, что еще в 988 г. 1-й Новгородский епископ, свт. Иоаким Корсунянин (Ɨ 1030), поставил храм во имя этих святых в Новгороде (НовгорЛет. С. 173-174), однако достоверность этого сообщения вызывает сомнения.

Имя Анна было одним из самых распространенных жен. княжеских имен на Руси, однако в нек-рых случаях его получение могло быть связано со св. Анной пророчицей. Определенно можно говорить, что в честь св. А., матери Пресв. Богородицы, была наречена Анна Юрьевна - жена вел. кн. Киевского Рюрика Ростиславича. В Ипатьевской летописи под 1199 г. говорится, что она была «тезоименьна сущи Анне родителници Матери Бога нашего» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 710). В 1196 г., при св. блгв. вел. кн. Владимирском Всеволоде (Димитрий) Юрьевиче Большое Гнездо, во Владимире была заложена каменная ц. во имя святых И. и А. «на воротех святое Богородици» (во дворе Успенского собора?) (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 412). Известно также, что Иоаким было схимническим именем Олега (Иакова) Иоанновича, вел. кн. Рязанского (в иночестве Иона). В честь св. И., очевидно, получили свои иноческие имена рус. преподобные XVI-XVII вв. Иоаким Опочский, Иоаким Сийский и Иоаким Шартомский.

В 1493 г. в Москве был построен придел во имя И. и А. у Благовещенской ц. (от придела в кон. XVII в. получила название ул. Якиманка). В Можайске до 1764 г. существовал Якиманский мон-рь (возник при храме святых И. и А. 90-х гг. XIV в.; ныне действующая церковь возведена в 1871). Имя Иоаким носил один из патриархов всея Руси XVII в.- Иоаким (Савелов) (1674-1690).

26 окт. 2008 г. частица мощей А. была привезена с Афона в храмовый комплекс Иверской иконы Божией Матери г. Днепропетровска, где она была помещена в ковчеге в нижнем приделе соборного храма во имя И. и А.

Наверх