Покаяние и исправление утишает гнев Божий

Покаяние и исправление утишает гнев Божий

Сказано во дни всенародного покаяния в русско-немецкую войну 27 августа 1915 года

Переживаемые военные события всех повергли в трепет и ужас. Все мятутся и беспокоятся как бы и за свою собственную судьбу. Конечно, пока утешительного и успокоительного не много в этих событиях последнего времени. И, однако, ужасны не самые такие события, а ужасно несознавание их причины. Ибо как болезнь, так и беда исправляются только тогда, когда узнанная причина их решительно устраняется.

В самом деле, всмотримся в то, что мы теперь переживаем. Нам угрожает опасность от врага, он забирает нашу землю, он грозит уже и нашему достоянию... Но в сущности минование всего этого еще не восполнит никакой нужды существенной. Действительно, отцу, потерявшему единственного и любимого сына, покажите в утешение большое блюдо драгоценного и чистого жемчуга, – разве он утешится в своей скорби о потере сына? Нисколько. Даже хуже того: он совершенно справедливо обидится на вас, что хотите сердечную неизмеримую и ни с чем не сравнимую его рану и скорбь подменить на это презренное сокровище мира сего. Но посмотри, с другой стороны, на праведного Иова: попущением Божиим враг всего лишил его и, наконец, уязвил его в самую плоть, покрывши отвратительною гнойною болезнью, ради которой он и среди людей не мог оставаться, а выброшен был за город и там валялся на земле, разъедаемый смрадными ранами. Но праведный оказался силен и в беде. Многие скорби и страдания не повергли его в безутешную тоску, не довели его и до уныния с отчаянием. Душа его сохранилась целою, именно потому, что она не была поражена печалию мира сего, имея только одну печаль – заботу о душе перед Богом Всевидящим.

Научимся здесь у праведного Иова его смирению, терпению, твердости пред Богом и в испытании. Вместо уязвления заботами житейскими, уязвимся его заботливою любовию к Царствию Божию, воспламенимся его желанием будущих благ. Тогда увидим, что именно за презрение к сему наказываемся ныне от Бога, за грех вразумляемся от Него, чтобы смогли и возвратиться к Нему. Не живем как должно, не имеем чистой совести перед Богом, – вот и пришли в ужас, смятение и растерянность среди временного испытания, которое не случайно, а подготовлено нами самими во все предыдущее время жизни.

И подлинно: праведника никакая печаль мира сего не смутит, ибо здесь он ни к чему и не привязан, зная только Бога да свою душу с уготованным ей Царством Небесным. Это его упование, это его радость, и с этим духовным богатством чего лучшего здесь он может лишиться? Ничего совершенно. Посему даже и самая смерть для него не есть причина скорби, а лишь истинное успокоение, как вводящая к Богу, к Которому здесь надеждою устремляется душа праведника.

Между тем мы все-таки печальны и скорбны среди переживаемых военных невзгод. Это верный признак, что не имеем мы того упования, с которым, по сказанному, ходит здесь на земле перед Богом праведник. Напротив, очевидно, мы привязаны к земле с ее пристрастиями и благами, которые для нас, очевидно, ценнее, прочнее, чем блага жизни бесконечной во Царствии Божием, – так мы грешны и загрубели духовно. Эту-то духовную нашу загрубелость и выбивает из нас Господь тяжкими событиями переживаемого времени. Я не пророк и не сын пророка (Ам. 7,14), но могу с несомненностью предсказать, что если мы исправимся, умягчимся сердцами своими перед Богом, то минет вся печаль наша, ибо минет и вся тяжкая беда наша. Порукой тому Божие бесконечное милосердие и Его всепрощение к людям и народам, прежде бывшее. Испытайте Писание, испытайте пути уже проявленного Божественного Промышления, и увидите справедливость сказанного.

Смотрите, древнему славному и богатому городу Ниневии через Пророка Иону было сказано, что Ниневия в три дня погибнет, если не раскается. Но этот решительный смертный приговор привел к животу от смерти. Ниневия вся облеклась во вретище 62 покаяния, постились и смирялись перед Богом даже малые дети и животные. Ниневия раскаялась, и Бог отменил Свое грозное проречение, как Он и через Пророка Иеремию (Иер. 18, 7–8) говорил: угрожу людям за грехи, но если раскаются, то и Я раскаюсь в угрозе Своей. Так, если бы не было нечестивой Ниневии смертного от Бога приговора, то ниневитяне не раскаялись бы и не получили бы чудного от Господа спасения. Но они, услышавши грозный суд Божий, не вознерадели и не убоялися до подобного нам малодушия, но поспешили исправиться, изменить свои нравы в жизни и спаслись милостию Того же Бога, Который и угрожал им погибелью смертной.

Поучимся христианскому мужеству и мудрости у нечестивых язычников ниневитян: они не знали Писания, которое нас учит истинной вере, не видели и того дивного Божественного человеколюбия, о котором мы знаем и из Писания, и из жизни, но они поверили слову Пророка Ионы и раскаялись себе во спасение. Мы же все это имеем и знаем. Посему вместо робости, смущения и растерянности до погибельного уныния проявим эту бодрость ниневитян, исправимся, оставим все, что неугодно Богу. Устремимся к Нему, – и знаем, что и Он устремится к нам. Так было всегда, так непременно будет и теперь. Когда же с нами Бог, тогда никакой враг нас не заобидит.

К сему и пойдем всенародно, друг друга подвигая и ободряя, и скоро увидим дивную и всемогущую силу Божию о нас над осатанелыми и гордыми врагами нашими. Аминь.

Наверх