Подвиги спасения

Подвиги спасения

Послушайте ныне, братия, дивное изречение апостола Павла, который говорит: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтоб Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной». Если апостол Павел, этот сосуд, преисполненный благодати Святого Духа, считает себя первым грешником, то мы, погрязшие в страстях и пороках, можем считать себя первыми из великих грешников. И если апостол Павел в уничижении пред Господом надеется на спасение, то также и мы должны надеяться на помилование, потому что милосердие Божие неистощимо.

Но ведь никакое помилование не дается даром, и, для того чтобы заслужить его, нам нужно трудиться и нести подвиги. Для того чтобы, придя домой, вы лучше вспомнили слово наше, возьмем три мысли и постараемся развить их. Первая мысль – о том, какие подвиги предпринимали люди для спасения в древнее время, вторая – какими подвигами спасаются люди ныне и третья – как мы должны подвизаться, чтобы получить помилование.

В древнее время люди были совсем не такие, как ныне. Им ничего не стоило покинуть город, отказаться от всех удовольствий и наслаждений мира и удалиться в пустыню, ибо в них горел огонь любви ко Христу, Которому они и принесли себя в жертву. В пустыне, где были только финиковые пальмы да ключи студеной воды, они подвизались в посте, клали бесчисленное множество поклонов в знак своего великого смирения перед Богом. Они жили в пустынях всю, иногда долгую, жизнь, и когда умирали, груды обвалившихся камней служили им гробницей. Так спасались они в неизвестности и в нищете. Но Господь, Который все видит и все знает, приготовил им венцы нетленные на небесах.

В наше время также есть подвиги, которыми люди достигают спасения. Такими подвигами служат вера, надежда и любовь. Есть ныне такие священники, которые отклонились от Православной Церкви и примкнули к живоцерковникам, а жены их являются проповедницами веры. Так, жена одного такого священника говорила, умирая: «Мне не надо пышных похорон, не надо двух епископов на отпевании, пусть лучше отпоет меня один священник, лишь бы в православном храме». Есть, наконец, люди, которые пренебрегают лучшими материальными условиями ради сохранения своей веры. Они не добиваются высоты жизненного положения и улучшения своей жизни, а заботятся лишь о том, чтобы вера их была чистой и неприкосновенной. Есть ныне люди, спасающиеся подвигами надежды. Так, недавно один слепец все молился Богу, прося об исцелении. Раз молится, два молится – все нет помощи, служит молебны перед иконой Божией Матери – все нет исцеления. И, несмотря на это, он продолжает молиться и все надеется. Так продолжалось долгое время. И вот однажды, выйдя из храма, он чувствует, что перед глазами его как будто светлеет, потом все больше и больше, и наконец он опять видит перед собой прекрасный Божий мир. Так Господь награждает людей, которые не теряют на Него надежды.

Спасаются ныне и подвигами любви, а этот подвиг состоит в том, чтобы приносить себя в жертву любви. И апостол Павел говорит: «Если хочешь угодить Богу, то должен и тело и душу принести в жертву любви». На Страшном суде, где обнажатся все деяния наши, на каждом человеке, которому мы когда-либо сделали добро, будет знак этого доброго дела, и каждый кусок черствого хлеба, поданный бедняку, будет свидетельствовать о любви. Так подвизаются люди в наше время.

Есть у нас теперь общий великий старец – это скорби наши. Люди стали совсем иными, чем были раньше. Прежде люди были крепкие, сильные, а теперь слабы и немощны. Почти каждый из нас страдает какой-нибудь болезнью, появилась какая-то нервность, болезнь почек и печени, то и дело делаются операции, и люди жестоко страдают от своих немощей. Вот эти-то скорби и будут нашим руководителем в земной жизни, и мы должны переносить их с терпением и радостью.

Но все-таки этого мало, и для получения спасения нам нужно еще бороться со страстями – врагами нашими. Главными врагами нашими ныне являются самолюбие, нечистота и забвение Бога. Прежде всего мы должны побеждать самолюбие. Слыша обидное слово, мы не должны давать раздражению разгораться, а скорее просить прощения у того, кто нас оскорбил, потому что такие поступки притупляют стрелы самолюбия. Если мы видим людей выше нас по положению, то не должны завидовать, а должны смирять себя.

Второй враг наш – нечистота. Нас борют нечистые помыслы, и они так сжились с нами, что кажутся нашими собственными, но на самом деле они от диавола. И мы должны всегда отгонять их, говоря: «Я раб Христов, отойди от меня, сатана, я имею предстательницей Саму Пречистую Деву Богородицу». И таким образом будем строго следить за своим сердцем, чтобы в него не проникло ничего скверного и нечистого.

Наконец, мы не имеем страха Божия, мы совсем забыли Бога. Мы думаем, что небо закрыто, что Бог не видит наших злых поступков и никто не может их узнать. Но вспомним: каждый шаг наш, действия наши видит Он, и за все нас ждет должное возмездие.

Посему нельзя забывать Бога, нужно всегда хранить память о Нем, непрестанно молиться и иметь страх Божий. Побеждая самолюбие, нечистоту и храня память о Боге, мы должны надеяться, что если Господь не забывает даже и самого маленького доброго дела, то не забудет и наших трудов, и, может быть, мы будем хотя бы последней свечой в Царстве Отца Небесного, где ангелы непрестанно поют хвалу единому Богу, Ему же держава и слава во веки веков. Аминь.

Наверх