Патриотическое служение русского духовенства (Речь в день тезоименитства Государя Наследника Цесаревича; сказана 5 октября 1906 года на молебствии в присутствии членов 3-го Всероссийского съезда русских людей в г. Киеве)

Патриотическое служение русского духовенства (Речь в день тезоименитства Государя Наследника Цесаревича; сказана 5 октября 1906 года на молебствии в присутствии членов 3-го Всероссийского съезда русских людей в г. Киеве)

Заветы святителя Алексия.

В совершенно необычной обстановке и в особо знаменательном собрании совершаем мы ныне это молитвословие о Царе и Сыне Царёвом. Среди людей, открыто, мужественно и самоотверженно, иногда с опасностью для чести и даже жизни своей, выставляющих, как знамя жизни и деятельности, преданность Церкви Христовой, родине и Царю, мы встречаем нынешний церковно-гражданский праздник. Как отрадно совершителю богослужения вознести молитву о Царе и царстве среди людей искренних, единомышленных, участвующих в богослужении не телом только, но и духом, не за страх, а за совесть, не по долгу, внешнему и принудительному, а по внутреннему влечению сердца! Но вместе с тем здесь-то и место указать отрадные утешения русским людям и глубоко назидательные уроки, которые на сердца боголюбивые и царелюбивые должны пасть, как роса на землю жаждущую.

Вы стоите за веру православную.

Но вот пред вами живой образ религиозной ревности и преданности истине православия в лице святителя Алексия, митрополита Московского, память которого сегодня празднует св. Церковь; имя его носит и небесному покровительству его вверен нынешний наш Царственный Именинник. Сын боярина, из богатого дома, с заманчивым будущим в смысле житейских успехов, он оставляет с молодых лет мир и отдаётся всецело подвигам веры и служению Церкви. Перст Божий возвёл его на митрополичий престол всея Руси. И в этом звании святитель не знал усталости в трудах. Дважды по делам Церкви он совершает тяжкое путешествие в Царьград, переписывает своей рукой и исправляет перевод богослужебных книг, устраивает митрополию, вводит порядок в церковном управлении, пишет послания, воздвигает храмы, созидает обители. Это он был другом великого игумена земли русской – преподобного Сергия; он упорядочил наше монашество. Это он своим влиянием на ханов татарских, поработителей России, в дни господства наших врагов добился того, что Церковь православная осталась и объявлена была ханами неприкосновенной, первенствующей и господствующей, свободной в своей жизни и в распоряжении своими имуществами. – Добился того, чего теперь хотели лишить её свои, русские, домашние воры и насильники, якобы от имени русского народа.

И он же, святитель Алексий, завещал нам, русским людям, в трогательно-простых выражениях хранить единение и мир в общении церковном. «Други, – говорит он, – берегите молитву церковную. Как нельзя согреть дом одним дымом без огня, так нельзя остаться с одной молитвой домашней без церковной». «Что холоднее и бездушнее камня? Но если и камни ударять один о другой, то они согреются и из них посыплются искры. То же и в церковном общении». Вот нам урок единения, мира и любви взаимной, – урок, русским православным людям теперь столь необходимый. Всё, что нас разделит и разъединит, все, кто нас разделит, – всё раздорническое не благословенно.

Вы стоите за Царя, вы благоговейно храните чувства и долг верноподданства.

И в этом нам образ – святитель Алексий. До́рог Царь для русского народа, и потому, конечно, до́рог для него и первородный Сын Царёв, живая надежда будущего, залог сохранения Царского рода, залог того, что по смерти царствующего Государя царство не омрачится кровавыми спорами и раздорами из-за престолонаследия. О, знает Россия эти тяжкие времена, эти раздоры из-за великого княжения, когда не было ясного закона наследования престола!

Святитель Алексий и благословил тот именно порядок наследования престола от отца к старшему сыну (а не старшему в роде), который с течением времени дал России прекращение междоусобиц после смерти каждого великого князя; его дорогую подпись мы видим на этом акте громадной государственной важности.

Князь Димитрий Иванович, будущий герой Донской, был ребёнком. Но митрополит всея Руси Алексий хранил свято верность и ребёнку – законному Государю; он заботливо его пестовал, охранял его от злых влияний, воспитал в нём будущего спасителя отечества. Новый порядок престолонаследования только что возник; князья удельные не хотели его признавать; при малолетнем великом князе они по-прежнему тянули врозь и грабили землю русскую. И сам митрополит, который принимал самое близкое участие в делах государственных, который при множестве князей был один, как митрополит всея Руси, мог бы воспользоваться положением и сосредоточить власть в своих руках. Но святитель не только сам хранил верность ребёнку-Государю, но и пасомых приводил к тому же; словом архипастырского поучения, грозой отлучения от Церкви он смирял мятежных князей и сберёг власть законного Государя, положил семена единодержавия и самодержавия на Руси.

Вы стоите за русскую народность; вы отстаиваете Россию для русских; вы все – горячие патриоты.

Святой патриот перед вами – святитель Алексий. Для величия русского народа в годину его унижения под игом татар он работал всю жизнь, участвуя и в делах государственных, и в делах церковных. Он не дожил до радости поражения врагов на поле Куликовом, но он её видел духовными очами, он подготовил эту радость и, можно сказать, руками и устами преподобного Сергия он благословлял Димитрия Донского на брань. Ради русского народа три раза он ездил в Орду, отвратил гнев хана от русской земли, отвратил усиленную дань и разорение её и страшную войну; ради спасения Руси от разгрома инородцев он способствовал укреплению власти великого князя; ради русского народа он нёс все труды и невзгоды жизни. По его завету ныне вместе с ним ублажаемый другой святитель Всероссийский, митрополит Иона, писал русским людям пред решительной борьбой с татарами: «Кому случится умереть на той брани, те, подобно древним мученикам, примут от Христа венец за подвиг мучения».

В деятельности святителя Алексия трудно различить, где чисто церковная его работа, и где государственная. Но русский народ не осудил за это святителя; но Церковь русская не задумалась прославить его во святых. Так искони повелось на Руси: русские люди созидали царство Божие прежде всего, и это считали целью, а на царство земное, на наряд государственный они смотрели, как на средство для достижения цели, и старались, чтобы средство это было достойно и прилично для цели, было сильно и действенно. Кто хотел бы на Руси разделить Церковь от государства, тот уподобился бы человеку, который пожелал разделить в живом теле мясо и жилы от костей.

Духовный образ святителя Алексия и с ним вместе ныне ублажаемых святителей Московских Петра и Ионы – это великое назидание в наши дни и прежде всего нам, пастырям Церкви. Совершенно верно то, что духовенству должно быть строжайше воспрещено всякое политиканство. Оно словом Божиим, присягой и долгом своего звания и ежедневной молитвой призвано приносит моления, прошения, благодарения за вся человеки, за Царя и за вся, иже во власть суть (1Тим. 2:1-3) . Посему для служителей русской Церкви, волей Царя ныне призванных к участию в Государственной Думе и в Государственном Совете, путь жизни, правило слова пастырского и образ поведения в жизни чисто государственной – совершенно ясны: они призваны поддерживать православную веру, власть Государя и жизненные интересы родного русского народа. Это – политика духовенства; это – его религиозный и патриотический долг; это – завет первоиерархов русских и угодников: святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, преподобного Сергия; это – заветы великих патриотов-страдальцев: Иова, в век незабвенного Гермогена и Авраамия Палицына.

Память же лжепатриарха Игнатия проклята в народе... Посему всё, что не религиозно, не народно, не патриотично, – всё, что хотя бы косвенно склонно поддерживать такие течения жизни, которые действуют в подрыв и ослабление силы и чести православной Церкви, в умаление власти Царя, утверждающего эту власть свою на религиозно-нравственном христианском начале, а не на языческом правовом, и в подрыв силы, значения и прав русского народа в его царстве, – всё такое и все такие должны покинуть ряды служителей Церкви, уйти из её священной дружины, не смущать боголюбивого и царелюбивого народа русского своим предательством, изменой долгу, лицемерием, или хотя бы даже только попустительством злу. Нет в мире более народного духовенства, как в России. Таким его сделала история.

Нужно ли ещё слово о том, что высказанное есть урок, назидание и долг для всякого русского человека? Но думается, что слово само собой вам и слышимо, и понятно. Ваше присутствие здесь – тому доказательство.

Пусть же ныне укрепятся и освятятся в нас молитвой наши религиозно-патриотические убеждения, и пусть они, распространяясь всё шире и шире, вглубь сознания русского народа принесут плод многий в жизни нашей родины! Тогда исполнится недавно сказанное слово и желание нашего государя: в час, когда Он, как смертный человек, по воле Божией отойдёт смертным исходом в путь всея земли, Он передаст Своему Первородному Сыну-Наследнику царство мирное, упорядоченное, могучее.

Боже! Суд Твой Цареви даждь и правду Твой Сыну Царёву! Да возрастает Царственный Отрок от силы в силу, исполняяся премудрости, и да будет в любви у Бога и человеков! Аминь.


Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх