Пастырская забота о воскресении народной души среди военной скорби

Пастырская забота о воскресении народной души среди военной скорби

Архипастырское приветствие духовенству Пермской епархии к Пасхе 1916 года

Прошлогоднюю Пасху имели мы среди отрадных явлений в родной отечественной жизни. Казалось, что началось истинное духовное воскресение России. Думалось, что грозными событиями военного времени совершает Господь над нашей родиной то святое дело возрождения ее, о котором, конечно, всякий церковный пастырь с усердием вздыхал в молитвах. Думалось, что переживаемое огненное испытание, как огонь для драгоценного металла, тоже очистит народную душу и заставит засиять в ней всем лучшим дарованиям прекрасной души родного народа. Так обновилась к тому времени наша народная жизнь, так чудно засветило все чистое и прекрасное в ней. И мы готовы были вместе со Святыми Учениками Христовыми и еврейскими детьми восклицать Христу Спасу, торжественно грядущему к Богоносному народу русскому для внесения просвещения через него и во весь отставший от Бога мир: Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!

Но не знали мы или – лучше сказать – позабыли, что и для Христа, и для Его учеников после торжественного входа Спасителя в Иерусалим последовала тяжкая неделя страстей Христовых, когда и Распятый изнывал в своих муках смертельных, и ученики Его соблазнились и разбежались, оставив своего Учителя одного на Кресте среди злостной толпы ругателей и распинателей продерзых. Так легка и непрочна вера учеников была тогда: они позабыли, что страдает Тот же их Учитель, Которого они видели творившим дивные чудеса, Который во славе Божественной на днях торжественно восходил в Иерусалим, как Царь от рода Давидова.

Так случилось и с нами вскоре после светлой Пасхи прошлого года. После светлых победных дней, когда наши христолюбивые воины своим сверхгеройским подвигом освободили родное достояние Святого Равноапостольного князя Владимира – Червонную Русь, нас постигали потом одно за другим тяжкие испытания: мы опять потеряли не только освобожденную Червонную Русь, но враг глубоко зашел и в пределы дорогого Отечества и до сего дня стоял здесь, попирая родную землю нашу, ругаясь над нашими святынями и над сынами Отечества. И упали мы духом за этот год тяжелый. Позабыли опытное слово премудрого и многострадального Иова к своей безумной жене в тяжкой скорби его отвержения от всех людей: Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов. 2, 10). Вместо того, чтобы вместе с праведным Иовом в испытании вдумчиво рассмотреть пути благого о нас Божьего Промышления и укрепиться в вере в Него, – мы от растерянности перешли к осуждению друг друга, отсюда опустились в уныние, которое повлекло к упадку духа и к понижению высоты его настроения. На почве этого разрослась отчаянная нравственная бестолковщина и бесстыдное распутство. Как будто перед смертью решили люди пожить в свое удовольствие и дали волю всем злым наклонностям души своей: хоть день, да мой – так, по-видимому, говорили много грабившие, лгавшие, обиравшие, веселившиеся, распутничавшие...

А беды над нами все росли и росли. Ибо Господь не мог пройти безучастно к такому бесстыдству народному. И да доведет Господь до спасительного конца Свое о нас Промышление, хотя и тяжкими испытаниями. Среди злоключений, с одной стороны, и среди бесстыдства многих, с другой стороны, забила опять хотя и робкая, и сбивчивая, но все-таки струя воды живой сначала в народной же совести, а потом и в народном деле. Закипела всюду живая работа, началась чистка жизненного мусора, все увидели, что оказываются в крайней опасности, что Отечество на краю погибели. «Надо спасать Отечество», «война до полной победы», «все для войны» – вот какие кличи стали раздаваться всюду. На сих кличах, по-видимому, объединились опять, как в начале войны, люди разных партий, кроме так называемых пораженцев, для которых наше поражение от немцев выгодно в их расчетах.

Все это повело к тому, что заработали люди на усиление мощи Отечественной обороны против супостатов. Так после тяжкой скорби дней печали военных событий, как после Голгофского Креста, и для нас, как для Учеников Христовых, видится отрадная, хотя и с недоверием принимаемая весть о близком воскресении родины. О Воскресшем Христе Жены Мироносицы возвещали апостолам, а последние боялись и верить этой их вести, как чему-то невозможному, хотя и весьма желанному. И только когда Сам Воскресший Христос, «дверем заключенным», вошел в горницу к Ученикам Своим и удостоверил их и Фому неверующего в Своем действительном воскресении, – только тогда они вместе с Фомой восклицали: Господь мой и Бог мой!

О, дабы и нам подал Воскресший Христос эту светлую радость о действительном во благое воскресении дорогого Отечества! Дабы и к нам явился Он в новой светлой славе Его над всеми неверными врагами Его и святой Его Церкви, в которой набожно пребывает наш богоносный народ, еще крепко содержащий веру свою при всех соблазнах от непрошеных учителей-развратителей. Дабы расточились и убежали от нашей души народной все враги наши и Христовы!

Кто же сего не желает, и тем более мы – пастыри церковные?! Беды народные, беды отечественные пастырю Церкви ближе, чем кому-либо. Ибо он по преимуществу имеет общение с душой народной, к нему приходящей со всеми своими немощами и печалями. Вот, братие-отцы, и постараемся эту смиренную душу народную через горнило скорбей привести и к надежде Христова Воскресения в ней же самой, как телом Своим воскрес Сам Христос тридневно. Научим душу человеческую благонадежно скорбеть пред Богом о своем и общем человеческом ожесточении и окаянстве пред Ним. Утвердим в ней дух смиренномудрия, ибо только на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим призрю, – говорит Господь (Ис. 66, 2). Когда проявит такая душа детское простое покорство Божию Промышлению, тогда дивные чудеса от Господа бывают! Тогда немощь человеческая силой Божией возмогает над силой и коварством человеческим и бесовским! Рассмотрите родную историю, и увидите это удивительное Промышление Божие о нашем богобоязливом народе. Не выдаст родимая мать свое возлюбленное и покорное детище, тем более не выдаст Господь покорный по-детски Ему народ.

Возлюбленные отцы-соработники на ниве Господней! Нам от Бога и от церковной власти вверена душа народная. Она и сама идет к нам в руководство, ибо никогда не найдет вечной отрады в мире сем непрочном. Она уважает своих отцов духовных даже и тогда, когда видит в них нечто не духовное. Именно эта недуховность и печалит ее. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям (Мф. 5, 13). Если мы не духовны, то где же народу искать духовного пристанища? Посему будем высоко держать знамя своего духовного звания и призвания, не позволим никому его унизить, или обворовать, или подменить чем-либо. Но, уверенные в высоком уважении православного народа, и простого и образованного, к нашему духовному призванию, будем руководствовать его по путям правым, единственно приводящим в руки Господни. В смиренном послушании и внимании к нам приходящие души христианские и понесем в своих молитвах и научениях ко Господу Богу.

Только этот путь и приведет всех нас со всем родным народом к радости светоносного Воскресения Христова и в нашем Отечестве дорогом после скорби дней сих. Только так руководствуя христиан, мы не дадим никому посмеяться над нашей святыней души народной, как поруганы были враги Креста Христова Светоносным Его Воскресением. Тогда рассеялся мрак всякого безбожия, неверия и идолопоклонства мира сего. Воскресением нашей души народной рассеется всякий мрак и современного безбожия, неверия и идолопоклонства. Скорбями и испытаниями тяжкими издревле руководствовал Промыслитель от славы в славу, от силы в силу нашу Отчизну. К подлинному и всесовершенному возрождению руководствует Он же и ныне наш православный народ, дабы вложил он силу своей спасительной и скромной веры в другие народы мира сего, унывающие от потери веры в своих душах. Аврааму Праведному Патриарху – отцу верующих сказано было: благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего (Быт. 22, 18). А семя Его – Христос Спас и мы все, верующие в Него. Да благословятся же в нашей народной вере в Господа Бога все народы земли за то, что народ наш послушен Богу и Ему Единому работает!

Вот какую радость возвещает и нам, братие, среди скорби нашей временной грядущее спасительное Воскресение Христово. Да утверждаемся в сем уповании вместе со всем нам вверенным народом православным.

Пермь. 25 марта 1916 года,

Благовещение Пресвятой Богородицы

Наверх