Память преподобного Никона, игумена Радонежского, ученика преподобного Сергия. 1961 г.

Память преподобного Никона, игумена Радонежского, ученика преподобного Сергия. 1961 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, сегодня Троице-Сергиева Лавра духовно торжествует, потому что творит молитвенную память преставления верного и любимого ученика преподобного Сергия, его сподвижника в устроении и управлении знаменитой великой Троице-Сергиевой Лаврой — преподобного Никона. Поэтому, чествуя сегодня преподобного Никона, мы вместе с тем чтим и прославляем и преподобного Сергия, который благодатию, присущею ему, своей благодатной пищею воспитал и возрастил такого славного ученика и подвижника, каким является преподобный Никон.

Преподобный Никон был преемником преподобного Сергия в управлении и устроении обители, основанной преподобным Сергием, и он унаследовал от преподобного Сергия присущие ему черты нравственного характера и душевного расположения. Преподобный Никон был так же кроток и любвеобилен, как и преподобный Сергий, и житие его для нас назидательно и душеспасительно. Он родился в городе Юрьеве-Польском, не так далеко от Радонежа, в семье благочестивых и верующих родителей. С детства, будучи наслышан об ангельской жизни преподобного Сергия, он возымел горячее желание видеть сего святого мужа и подражать ему в своем житии. Еще отроком он проливал обильные слезы и с сердечным сокрушением горячо молился Богу об исполнении своего желания. И затем он оставляет своих родителей, и идет в обитель к преподобному Сергию, и просит его, чтобы он облек его в иноческий сан в своей обители. Преподобный Сергий, видя благоразумие и душевную чистоту отрока, полюбил его, и, прозревая своими душевными очами в нем будущего светильника веры, он подвергает его душеспасительному испытанию и поступает с ним так, как поступил великий Евфимий с преподобным Саввою Освященным. Он не принял преподобного Никона в свою обитель, а отослал его к своему ученику, преподобному Афанасию Высоцкому, основателю Серпуховского монастыря, искусному в иноческой жизни подвижнику. «Иди без всякого размышления, — сказал он отроку, — и, если Богу угодно, ты примешь там на себя иноческий образ». Со смирением принял тот повеление от преподобного и с поспешностью отправился к блаженному Афанасию. Но блаженный Афанасий, видя его молодость, сказал ему: «Ты не можешь быть иноком, иночество — дело великое, ты молод, а правила старцев суровы». Со слезами просил Никон, чтобы блаженный принял его, обещая исполнять и терпеть все трудности, сопряженные с иноческой жизнью. Видя его слезы и непреклонное желание, преподобный Афанасий принял его и в скором времени облек в иноческий чин. Под руководством опытного преподобного Афанасия Никон более всего упражнялся в молитве, преуспевая в добродетелях смирения, кротости, подвигах поста, в неусыпном бдении над собою, усердно поучаяся в божественном Писании и святоотеческих творениях. Видя такое прилежание Никона, блаженный Афанасий пожелал удостоить его священного сана, и по принятии священства тот еще более стал прилежать к подвигам благочестия. Но, пробью некоторое время в обители преподобного Афанасия, Никон опять возгорелся неудержимым желанием видеть преподобного Сергия, чтобы получить от него хотя бы благословение и наставление.

Придя в обитель Сергиеву и увидев преподобного Сергия, он с горячими слезами припал к стопам его и просил у него благословения. Преподобный Сергий не только с радостью принял его как посетителя, но и оставил в своей обители, и удостоил его великой радости, поместив его с собой в келлию. Наконец-то исполнились заветные мечты и желания преподобного Никона, когда он оказался вблизи преподобного Сергия, являясь его наперсником. Любвеобильное сердце преподобного Сергия было открыто для Никона, оттуда исходил на него благодатный свет и мир. И сердце Никона было так же открыто для его духовного отца, исповедуя ему и открывая ему все помыслы и намерения. И вот, подобно дереву, насажденному при водном источнике, Никон в своих благочестивых подвигах показывал обильные плоды добродетелей. Преподобный Сергий, прозревая в нем воссиявшую благодать, пожелал поставить его настоятелем вместо себя, для чего сперва поставил его своим помощником. Это новое служение Никон проходил со всем усердием, постоянно храня неусыпное попечение о братии. Видя его трудолюбие и внимательное отношение к братии, преподобный Сергий радовался духом, и перед своей кончиною за шесть месяцев он призвал Никона и перед всей братией вручил ему настоятельство над братией. Никон по своему смирению отказывался принимать на себя тяжкое бремя правления, но, боясь ослушаться своего духовного отца, со смирением повиновался ему. В скором времени преподобный Сергий тихо и мирно отошел ко Господу. Более, чем кто-либо, преподобный Никон оплакивал кончину своего незабвенного отца и более желал быть вместе с ним погребенным, чем разлучаться.

Приняв правление над монастырем, преподобный Никон стал продолжателем преподобного Сергия в деле духовного руководства и воспитания братии, являясь для нее образцом и примером в трудах и подвигах добродетели, за что братия его сильно уважала и любила. Своей кротостью, отеческою заботливостью о братии, мудростью в управлении и советах преподобный Никон снискал себе любовь и уважение не только братии. Слава о нем прошла далеко за стены обители, и имя преподобного Никона прославлялось повсюду, и к нему стало стекаться много народа за советами и утешением. Но преподобный Никон, любивший больше молитву и уединение, не прельщался человеческой славою, напротив, сильно тяготился ею и решил поэтому оставить начальствование и заключиться в уединенную келлию для безмолвия и молитвы, несмотря на сильное прошение братии не оставлять их без руководства. Вместо себя он благословил поставить игуменом монастыря своего ученика Савву, впоследствии устроителя Звенигородского монастыря. Но и Савва по истечении шести лет оставил начальствование. Тогда опять был вызван из затвора преподобный Никон, и до конца своей жизни он мирно и богоугодно правил вверенною ему братией.

Господь судил послать испытание преподобному Никону, связанное с тем, что в то время на нашу землю надвигались татарские полчища свирепого Едигея, приводившие в ужас и трепет всю землю Русскую. Преподобный Никон молил Бога об избавлении обители от рук нечестивых. И вот однажды явились ему святители Петр и Алексий в сопровождении преподобного Сергия, который ему сказал: «Так угодно Господу, чтобы случилось сие нашествие иноплеменников и коснулось места сего. Но ты, чадо, не скорби, мужайся, и да крепится сердце твое: искушение будет непродолжительно, и обитель не запустеет, а распространится еще более». Затем, преподав преподобному Никону благословение, святые стали невидимы. Преподобный Никон, предваренный об этом заранее, удалился из монастыря, взяв с собою некоторые церковные вещи и святыни. Варвары, достигши обители, сожгли ее дотла, предав в ней все разорению и огню. По миновании опасности преподобный Никон вернулся на пепелище и, не предавшись унынию и печали, со спокойной твердостью стал трудиться над восстановлением обители, и через три года все необходимое для иноческого жития было выстроено. И к нему стало еще более стекаться братии и мирян, так что обитель еще более возросла и распространилась. Наградою за труды его было послано ему обрести нетленные мощи преподобного Сергия, над которыми он построил каменный храм во имя Святыя Троицы, украсив его с помощью искусных зодчих и иконописцев. Таковыми являлись преподобные Даниил Черный и Андрей Рублев — искусные иконописцы.

Но вот приближался конец жизни преподобного, и он, призвав к себе братию, преподал им свое последнее назидание и увещевание. Он завещал строго соблюдать установленный в обители чин молитвы дневной и ночной, не часто выходить из обители, хранить терпение в искушениях, соблюдать повиновение начальствующим в обители, ненавидеть праздность — матерь всех пороков, любить же трудолюбие, соединяя его с пением священных псалмов, любить безмолвие. Присоединив же к этому наставление о человеколюбии, преподобный Никон сказал: «Если возможно, не отпускайте никого от себя с пустыми руками, дабы незаметно не оказать презрения Самому Христу, явившемуся вам под образом просящего». Окончив наставление, он умолк, и вот ему в видении было показано место его упокоения, которое он по своему смирению не открывал, но затем в предсмертном изнеможении неожиданно сказал: «Отнесите меня в ту светлую храмину, которая мне уготована по молитвам отца моего, не хочу более здесь оставаться». Сказав сие, он приобщился Святых Таин и, осенив себя крестным знамением, тихо и мирно отошел ко Господу. Это было 17 ноября 1428 года...

17 (30) ноября 1961 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх