Омолитвованный патриотизм. (Речь пред молебствием при поставлении русскими патриотами г. Москве лампады к Казанской иконе Богоматери в Казанском соборе в Москве, 27 декабря 1906г.)

Омолитвованный патриотизм. (Речь пред молебствием при поставлении русскими патриотами г. Москве лампады к Казанской иконе Богоматери в Казанском соборе в Москве, 27 декабря 1906г.)

Для души, любящей Бога и верной святым заветам родной Церкви, для сердца, любящего родной народ, всюду и всегда найдётся пища для благоговейных и патриотических чувств и размышлений. Но то, что мы видим сегодня вокруг себя, воистину усугубляет эти думы и чувства и поднимает их до высоты исключительного воодушевления. Мы – в историческом храме царствующей династии Романовых. Мы – в храме, который является священным свидетелем того времени, когда Россия пережила страшную смуту и вышла из неё спасённой, при помощи Божией, благодаря великому религиозному воодушевлению народа, благодаря подъёму народного патриотизма и, скажем прямо, благодаря тому, что над крамольными и продажными стремлениями домашних воров и изменников, – мнивших себя передовой частью общества и тянувших то к Польше, то к Швеции, то к внутренним переменам образа правления по зарубежным образцам, – восторжествовал простой, верующий народ, чутьём понимавший всё великое значение родного прошлого, своих близких, сродных душе народной и указанных историей начал жизни.

«Только коренью основание крепко, то и древо неподвижно, только коренья не станет, к чему прилепиться?» – такими справедливыми и мудрыми словами выразили в то время русские люди свой глубокий народно-государственный смысл. Царелюбивые патриоты до глубины души, они, прежде всего, пожелали дать Царя осиротелой земле, они в Царе искали жизни и осуществления воли Божией о России, и избрали на царство не мужа-воителя, не поседелого в делах правления боярина, даже не мужа зрелого возраста и славного в народе какими-либо подвигами, – а избрали невинного юношу, почти отрока, и ему покорились добровольно всей землёй, покорившись тому великому религиозно-нравственному началу, которое, по русскому воззрению на смысл земного правления, заключено в Царском самодержавии.

Мы стоим пред Казанской иконой Богоматери. Эта чудотворная икона напоминает нам наше великое историческое шествие на Восток с Крестом и Евангелием, то мировое призвание России, в исполнение которого она должна была ниспровергнуть на пути своём векового врага христианства – Казанское царство, неверное и враждебное; эта икона объединила потом восточную Россию инородческую с коренным русским народом, обходя ежегодно огромный край до пределов далёкого севера и скрепляя население в едином духе веры и молитвы; эта икона была небесным благословением и помощью России в самые тяжкие годины её исторической жизни от смутного времени до Отечественной войны. С этим святым образом соединено столько возвышающих дух патриотических воспоминаний!

И вот, обвеянные такими воспоминаниями, мы благоговейно приносим в дар храму и святому образу Богоматери прекрасную лампаду, сооружённую на общие пожертвования. Некогда старый русский паломник во Святую Землю у величавшей святыни христианской в Иерусалиме возжёг лампаду за землю русскую, терзаемую междоусобиями. Мы повторяем трогательный подвиг его молитвенного патриотизма. За нашу родимую землю русскую, терзаемую смутой, обагряемую кровью верных её сынов и защитников, возжигаем мы лампаду – символ тепла душевного и света, символ святой горячности наших чувств, во образ нашего единения, во образ жертвы и жизни мирной, не кровавой, приносимой на алтарь отечества.

Знаменательно звучит надпись лампады: «В призывание молитвенной помощи от Царицы Небесной Царю-Самодержцу Всероссийскому в день 8 июля 1906 года».

Тяжело было Государю в этот день. Тяжело было Ему разочароваться в избранниках народных, услышать, в ответ на ласковую речь Свою, речи, полные злобы, возмущения и крамолы, оправдывающие убийства и убийц, призывающие к бунтам, грабежам и погромам... Горячо молились тогда верноподданные монархисты о Царе своём и призывали Ему помощь свыше в трудных делах правления.

Да будет горяча и ныне молитва наша о Царе и царстве! Да возвеселится новый благодатный Израиль, народ святорусский, о Сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Царе своём! Пошли нам, Господи, предстательством Богоматери, дни мира и покоя, дни благоденствия царства нашего!

Приими жертву нашу, жертву душ и сердец и умилённых молений за Царя и за страдающую землю русскую!

Господь крепость людям Своим даст, Господь благословит люди Своя миром! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх