Одиннадцатый день. Поуч. 1-ое. Св. Софроний, патриарх Иерусалимский

Одиннадцатый день. Поуч. 1-ое. Св. Софроний, патриарх Иерусалимский

(Необходимость попечения о своей душе, которая безценна).

I. Св. Церковь ныне празднует память св. Софрония, патриарха иерусалимскаго. Св. Софроний родился в VI веке в г. Дамаске от благочестивых и богатых родителей. С самой юности он полюбил духовное просвещение и целомудрие, и с любовию стал изучать священное писание. Изучив его, он, заботясь о своей душе, стал посещать монастыри и пустыни и там собрал все полезное из уст св. отцев. Придя в Иерусалим, он в одной обители встретил мудрого инока Иоанн Мосх, с ним сблизился и привязался к нему, как сын. Вскоре на Иерусалим напал Хозрой, царь персидский. Св. Иоанн и Софроний на это время оставили Иерусалим, который в их отсутствие был взят персами, а древо креста Господня с патриархом Захариею было взято в плен.

Святые Софроний и Иоанн Мосх, удалившись из Иерусалима, предприняли далекое странствование по монастырям, посетили пустынников палестинских, сирских и египетских, везде беседовали с св. мужами, и все, что видели и слышали поучительнаго, записывали в книгу, и таким образом составилась весьма назидательная книга под заглавием: Лимонарь или Луг духовный.

Софроний, сделавшись монахом, еще больше приложил трудов в заботах о спасении себя и других. Пребывая в г. Александрии, он описал чудеса св. мучеников Кира и Иоанна в благодарность за исцеление очей своих от мощей их. После этого он опять переселился в Иерусалим и был свидетелем возвращения сюда из плена древа честного креста вместе с патриархом. Спустя немного времени, за свою мудрость и строгое благочестие сам Софроний был избран в патриархи иерусалимские. Любимым его занятием было составление поучений и песней церковных, а также житий святых. Так он описал жизнь преподобной Марии египетской. А из песней церковных им составлена замечательная песнь в честь Иисуса Христа: Свете тихий, поемая за вечерней и за всенощной.

II. Св. Софроний, всю жизнь заботившийся о своем духовном просвещении, о приобретении познаний, о назидании себя и ближних примером благочестия, служит для нас, братия, образцом самого живого попечения о своей душе.

Между христианами нынешняго времени весьма многие нерадят о своей душе и ее истинных нуждах и пользах. В наше время весьма многие заботятся о своем теле и о своих телесных нуждах и пользах несравненно больше, нежели о своей душе; тело до пресыщения упитывают всякою изысканною пищею; а о душе, требующей также умственной пищи – чтения слова Божия, чтения духовных книг, душеполезных бесед, добрых настроений и чувствований, умственного просвещения, теснейшего союза со Христом, Спасителем нашим, в Таинстве Причащения, нерадят и не заботятся. Конечно, нам должно заботиться и о теле: о телесной пище, об одежде, о жилище и о других житейских потребностях; но эта заботливость у весьма многих, к величайшему сожалению, слишком неумеренна, весьма беспорядочна, и составляет почти единственное их дело.

Братия! Наше тело, по недостатку в своих необходимых потребностях, которые, благодарение Господу Богу, весьма не велики и удовлетворяются очень легко, может ослабеть, заболеть, умереть, но воскреснет; и ежели оживляющая его душа чиста, воскреснет в лучшей крепости, силе и красоте. Когда же заболевает и умирает от грехов душа, то она погибает для блаженной жизни уже навсегда, и воскреснет только для ужаснейших мук.

Нам должно всемерно пещись о нашей душе.

а) Это потому, что наша душа безценна. После ангелов, архангелов, херувимов и серафимов, окружающих престол Божий и вечно блаженных, наша душа есть важнейшая из всех созданий Божиих: она, по своей природе, есть образ Божий. Хотя в нынешнем нашем состоянии, в состоянии падения, наша душа уже не то, чем она была создана; но несмотря на это, мы не можем сомневаться в величии ее природы, потому что слово Божие ясно нам говорит: и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его (Быт.1:27).

б) Наша душа безценна! Она есть храм Всесвятого Духа. Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас, говорит св. апостол (1Кор.3:16). Но ежели наша душа так величественна, ежели она должна быть храмом Всесвятого Духа: то не должно ли нам употреблять все попечение, все усилия, всю ревность, чтобы очищать это прекрасное создание, ежели оно у нас не чисто, от всех нечистот, и сохранять его во всевозможной чистоте и беспорочности.

в) Наша душа драгоценна! I. Христос некогда положил человеческую душу на весы против всего видимого нами мира со всеми его безчисленными созданиями, красотами, сокровищами и огромностью, и нашел, что весь мир не может вознаградить собою человеку потери души его; кая польза человеку, сказал Он, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (т.е. погубит)? (Мф.16:26).

г) Наша душа безценна! Сын Божий, дабы спасти нашу душу от вечной погибели, которой она подвергалась за грехи, Сам сшел с неба, родился в бедности, жил на земле, трудился, проливал пот, боролся с житейскими тягостями, был гоним, поруган, биен, распят и умер в жесточайших муках. Но если Сам Сын Божий и Бог решился искупить наши души так непостижимо – дорого, то не должны ли мы со всею заботливостью и со всею ревностью стараться спасать свою душу для самих себя?

д) Наша душа неоцененна! Она для того создана так прекрасною, для того искуплена так дорого, для того осыпана Божиими милостями так богато, чтобы, по кратком времени упражнения и испытания на земле, наследовала вечное царство Божие.Самый Дух, как говорит апостол, спослушествует духови нашему, яко есмы чадо Божия. Аще же чада, и наследницы (Рим.8:16), наследники вечного царствия (Иак.2:5). Теперь разсудите, какое внимание, какую заботливость употребляют, чтобы сохранить наследника какого-либо земного престола! Все готовы жертвовать жизнию для его сохранения, ежели он как-нибудь подвергается опасности, и для утверждения за ним права на земное царство, ежели оно у него оспаривается. Менее ли нам должно употреблять внимания и заботливости, чтобы спасти свою душу, назначенную к наследию царства вечнаго?

е) Наша душа безценна! Какими прекрасными она снабжена дарованиями! Ея разум – какая высокая способность! Какое множество познаний она может приобрести им! Если свобода – какая великая способность! Чего она не может достигнуть ею! Снабженная сими способностями она познает своего Бога, познает своего Искупителя, познает свое назначение – быть святою и блаженною, познает все свои обязанности, стоит против искушений мира и ада, преодолевает все препятствия, как бы они ни казались непреодолимыми, и совершает дела, служащия предметом всеобщей похвалы или всеобщего удивления.

III. Но ежели наша душа так безценна в очах Божиих, и так безценна должна быть в глазах наших собственных, то не безрассудно ли весьма многие из нас поступают, когда они более стараются о своем теле, чем о своей душе!

Если наша душа так безценна: то как безрассудно многие из нас поступают, когда продают свою душу за какие-нибудь приятные или полезные нашему телу мирские ничтожные вещи! безрассудно поступил Исав, когда он променял важное право первородства своему брату на кушанье; но многие из нас поступают несравненно безрассуднее, когда продают свое право быть чадами Божиими за вещи земныя, всегда тленные и ничтожныя!

Ежели наша душа так безценна, то как гнусно поступают люди, которые вводят душу своих братий в развращение.

О всяком соблазнителе Господь говорит: уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей (Мф.18, 6).

Если наша душа так безценна и так превосходит тело и все вещественное: то как безумно многие лишают ее живой пищи – духовного света, т.е. умственного и религиозно-нравственного просвещения и жизни в союзе с Богом!

Итак, употребляйте, возлюбленные братия, по примеру святителя Софрония, все ваше попечение о спасении человеческой души! Аминь.

                                                                                                                                                                                                               17 марта 1896 г

Наверх