Одиннадцатая неделя по Пятидесятнице. Акафист преподобному Сергию. О вере. 1961 г.

Одиннадцатая неделя по Пятидесятнице. Акафист преподобному Сергию. О вере. 1961 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, — говорит святой апостол Павел. — В ней свидетельствованы древние. Верою (праведники) побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11, 1—2, 33—34). Так сильна вера в делах житейских и особенно в подвигах духовной жизни!

Если мы посмотрим на житие преподобного Сергия, то увидим, что преподобный Сергий достиг высоты нравственной жизни и святости благодаря своей совершенной вере. Вера есть основание, на котором строится вся духовно-нравственная жизнь христианина. «Без веры угодить Богу невозможно, — говорит святой апостол Павел, — ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6). Вся жизнь преподобного Сергия в этом отношении для нас весьма назидательна и утешительна. Преподобный Сергий учит нас вере в Бога. Возлюбив с детства Господа больше всего на свете, он эту любовь к Нему проносит через бурю испытаний и искушений, которыми полна была его уединенная подвижническая пустынная жизнь, и доносит ее до конца своей жизни, когда на смертном одре, исполненный благодатного утешения, он возвел горе свои слезящиеся от радости очи и простер к Богу свои преподобные руки, тихо говоря: «В руце Твои предаю дух мой, Господи!» — и в дыхании сей молитвы чистою своею душою отошел ко Господу, Которого возлюбил от юности. Что способствовало ему переплыть это бушующее море всяких невзгод и трудностей? Вера.

Ведь вам известно, дорогие братия и сестры, из жития преподобного Сергия, что подвижнический его путь был весьма тяжел, и прежде, нежели преподобный достиг сего блаженного состояния, он понес большую борьбу с невидимым врагом и претерпел от него много браней. «Кто может поведать, — говорит его блаженный ученик Епифаний, — все уединенные подвиги сей твердой души, неусыпно соблюдавшей все требования устава подвижнического? Кто изочтет его теплые слезы и воздыхания к Богу, его стенания молитвенные и плач сердечный, его бдения и ночи бессонные, продолжительные стояния и повержение себя на земле пред Господом? Кто сочтет его коленопреклонения и земные поклоны, кто расскажет о его алкании и жажде, о скудости и недостатках во всем, об искушениях от врага и страхованиях?» В зимнее время, когда от мороза земля расседалась, он, точно бесплотный, оставался в своей обычной одежде, думая только о том, чтобы избежать будущего огня вечного. Никогда во всю свою жизнь он не жаловался ни на что, не роптал, не унывал, не скорбел, при всех недостатках и искушениях был доволен и спокоен. И это потому, что он питал свой дух верою в будущую жизнь и награду от Господа за свои труды и лишения.

«Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас», — говорит святой апостол Павел (Рим. 8, 18). Преподобного Сергия эти слова святого апостола Павла воодушевляли на подвиги, он устремлялся к почести вышнего звания, подобно Аврааму, ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог (Евр. И, 10), где будет такая жизнь, о которой написано в слове Божием, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Поэтому он непоколебим был на своем пути, и, когда его искушали бесы, являясь к нему в образе зверей, гадов или литовских воинов, устрашая его гибелью и смертью, преподобный Сергий молитвою к Богу прогонял эти бесовские полчища, веруя в божественную помощь, которая его никогда не оставляла. Одно молитвенное воззвание к Богу обращало в бегство полчища бесовские. Вера содействовала преподобному Сергию в его пустынном житии, и не только в перенесении непосильных подвигов.

Вера воодушевляла мучеников идти неустрашимо на смерть ради Христа и увенчивала их победными венцами на небесах. Мы с вами, дорогие братия и сестры, плывем по житейскому морю, чтобы безбедно достигнуть тихого пристанища в вечности, а потому крайне необходимо всем и каждому из нас иметь веру в Господа нашего Иисуса Христа. Ничто так не противно врагу нашего спасения, как наша крепкая живая вера в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Против нее он воздвигает противный ветер и со стороны плоти, и со стороны мира. Верующий спокоен от простоты своей веры, но враг всевает в него сомнение, или наводит его на людей, которые сомневаются или совсем не веруют, или знакомит его с какой- нибудь книгой, где отвергается вера или подвергается сомнению, и верующий до этого человек, спокойный в своем уповании, подвергается опасности потерять свою веру, если он не воззовет ко Господу о помощи. Бывают и другого рода искушения, когда верующие наслаждаются покоем и счастьем в своей семейной жизни и общественной, но враг спасения расстраивает их семейные отношения, производит нестроение и на общественной службе, воздвигает недоброжелателей там и здесь, появляются гонители и притеснители веры. И вера сих людей, подвергшихся неприятностям и несчастьям, подвергается страшному обуреванию: они бывают готовы оставить свою веру, чтобы освободиться от несчастий. И благо человеку, если он найдет в себе духовные силы противостоять этому искушению и в напастях сохранит веру, иначе вместо желаемого избавления от временных бед он может погибнуть навеки.

Дорогие братия и сестры, вера — самый надежный наш спутник до гроба. Трудно жить на свете без веры, а еще труднее умирать. Один богослов говорит, что неверующие люди в этой земной жизни забывают Христа и минуют Его, но при смерти они уже не могут Его миновать и обязательно встретятся с Ним лицом к лицу, и страх обымет их тогда за то, что они не имели веры. Вера же во мраке гроба проливает отрадный свет. При всяких бедствиях и невзгодах, постигающих нас, она укажет нам, где найти утешение и как отразить зло. Если в трудных случаях обратимся к Богу с молитвою веры, то по вере и будет нам, как сказал Сам Спаситель (Мф. 9, 29), ибо всё возможно верующему (Мк. 9, 23).

Однажды в обители преподобного оскудели все съестные припасы и братия стала голодать, но выходить в мир и просить милостыню преподобный запрещал. Поэтому нашлись и немощные из братии, которые стали роптать на него, говоря, что вот еще потерпим сутки и уйдем все отсюда, ибо мы не в силах выносить такую скудость. Преподобный, увидев, что братиею овладевает дух уныния, стал их утешать упованием на Господа...

Наверх