Об исцелении расслабленного. "Чадо, прощаются тебе грехи твои..."

Об исцелении расслабленного. "Чадо, прощаются тебе грехи твои..."

Чадо! прощаются тебе грехи твои…

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Други наши! Ныне в Евангельском повествовании опять слышим мы Божественный глас, призывающий нас восстать от расслабления и бесчувствия, вскормленного грехами.

Ибо грехи есть причина не только всех наших немощей душевных и телесных, но и самой смерти. «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5, 12). Врач душ и телес без укоризны и осуждения целит и врачует всех молящих Его о помощи, и не только их, но даже и тех, кто не осознает вполне своего бедственного положения, но за кого ходатайствует любовь ближних.

Вникнем вниманием в смысл нынешнего чтения. Христос уже словом и делом являл миру сущность Своего Божественного посланничества как Спасителя мира.

Разнородная толпа везде и всюду окружала Его. Нарушая обыденный порядок жизни, забывая о своих домашних обязанностях, о пище, питии, люди искали Его и следовали за Ним.  Что же влекло народ к Нему?

Одни – чистые сердцем, не мудрствуя, в изумлении и восторге прославляли Бога за дарованного Пророка, говоря, что ничего подобного не видел мир до Него. Чистые сердцем были недалеки от Истины.

Другие, осторожничая, боясь по-человечески ошибиться, мучились вопросом: от Бога ли сей учитель? И не для таких ли было сказано Спасителем: «Если не верите словам Моим, поверьте делам». Были в толпе и просто любопытствующие, желающие своими глазами увидеть, по слухам, невиданное.

Но была рядом, и постоянно, еще одна категория людей. Снедаемые завистью и злобой, заведомо стремящиеся не назидаться словом Истины, а только провоцировать и уловить праведника в ими же расставляемые сети. Во мраке сердец своих они уже начали вынашивать убийственный приговор праведнику: повинен смерти!

Вспомним, что на первом же допросе в доме первосвященника не нашлось на Христа обвинений, достойных смерти, кроме Истины, которую засвидетельствовал о Себе Он Сам. На вопрос: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» – Иисус ответил: «Я!» И именно это было названо богохульством и вынесло Ему окончательный приговор. Это были книжники и фарисеи, которые, не разумея праведности Божией, усиливались поставить собственную праведность. Но и таких не отвергала любовь Спасителя, являя Истину величия дел Божиих, со скорбью и болью Он призывал и их к прозрению.

Ко всем без исключения простиралось слово Спасителя-Сердцеведца. Для одних оно было словом назидания, другие слышали в нем себе утешение, и даже объюродевшие в страстях не могли не слышать на пользу душе своей обличений.

Вернемся к событиям сегодняшнего евангельского чтения. Капернаум, куда на сей раз тайно пришел Христос, был маленький Галилейский городок, давно известный Ему. Он не раз бывал в нем со Своей Матерью и учениками и начало Своего служения в этом городе положил исцелением сына царедворца. Это был город Симона-Петра, в доме которого Он останавливался, беседовал с людьми и исцелял множество душевных и телесных недугов, в том числе поднял с одра болезни Симонову тещу. Там же, в синагоге, после Евангельской проповеди при большом стечении народа Христос вернул здравие бесноватому. И совсем недавно жители Капернаума были так взволнованы исцелением прокаженного, что Христос вынужден был удалиться в пустыню.

Даже тех деяний, что мы перечислили, было бы достаточно, чтобы узнать в Христе посланца Неба. Но вот страшный приговор Спасителя этому погрязшему в угаре жизни и в неверии сытому городу: «И ты Капернаум, до неба вознесшийсядо ада низвергнешся; ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он остался бы до сего дня».

Не то же ли самое происходит и в наше время? Сила слова и дел Божиих не иссякли, но, как и во времена Христа, сомнение и неверие дерзко отвергают действие Промысла Божия в мире и истинность Евангельского учения, хотя почти за двадцать столетий оно все яснее и очевиднее проявляется в жизни всех народов. Но многие остаются глухи и слепы и, по слову Христа, «не обернутся, чтобы Я воскресил их». И горькое раздумье Спасителя: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18, 8) – теперь должно постоянно напоминать душе каждого из нас: в вере ли мы сами-то?

«Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем». Так и на Самом Христе исполнялись слова Писания.

Сохранить в тайне Свое возвращение Ему не удалось. Весть о Его появлении моментально облетела город и собрала к дому, где Он нашел приют, бесчисленную толпу. Последними к ней подошли четверо, несущие одр, на котором лежал живой труп – полностью расслабленный человек. Слухи о чудесном целителе давно будоражили город и доходили до друзей больного, но вот они достоверно узнали, что Он рядом, Он доступен. И сострадание к болящему, и сочувствие одушевляют их надеждой помочь его беде. Со своей тяжелой ношей они у цели. Но неожиданно стена из живых людей стала для них непреодолимым препятствием. Все просьбы и мольбы расступиться, чтобы пронести больного к врачу, оказались  бесполезны.

Дорогие мои, обернемся в этот момент на себя. Не мы ли стоим в этой глухой толпе, как часто не наша ли сосредоточенность на себе и эгоизм мешают и нам увидеть и понять чужую беду и боль, а поняв, помочь? Обстоятельства жизни не требуют от нас непосильного, но только внимания и готовности поступить по заповеди Божией «возлюби ближнего, как самого себя». Нам надо иногда просто посторониться, иногда просто сочувственно выслушать и даже просто помолиться. Молитвой стать другом страдающему человеку, молитвой походатайствовать о нем пред Богом.

Так все просто! Жалость и сострадание – путь к любви. Сила любви такова, что для нее не существует препятствий. Смотрите: разобрана крыша, и бесчувственное тело на веревках спущено к ногам Христа. Только любовью можно проходить сквозь непроходимое. Далее, дорогие мои, напрягите внимание свое, чтобы ни одно слово Спасителя не прошло мимо вашего сознания. При столь внезапном и необычном появлении страдальца в наступившей напряженной тишине зазвучал лишь голос Спасителя: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2, 5).

Божественный врач целит корень болезни. Нет расспросов, нет объяснений, нет и ходатаев за болящего, исполнив дело милосердия, остались они в безвестности. А Христос, не обращаясь ни к кому определенно, продолжал речь: «Для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? Сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? Или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?»

Чьи невысказанные думы обличает Сердцеведец? Сидевшие вокруг Спасителя соглядатаи-книжники в сердцах, пораженных злобой и не просто неверием, но отрицанием очевидного, мыслили: «Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме Бога?»

Дорогие мои, какое бесстыдное лицемерие и лукавство в умах тех, кто уже своими глазами видел многие исцеления тяжко болящих и бесноватых, видел и, безусловно, понимал, что это дело не рук человеческих, только Божия власть и всемогущество творит елико хощет. Но вот слово богохульствуетстало оценкой очевидных для всех благодеяний, и оно, пока только еще в помыслах, но начало жить, чтобы дозреть и объявиться смертным приговором Христу. 

Христос в подтверждение Своего Богосыновства продолжил: «…чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – обратился к расслабленному тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой».

И совершилось чудо. Расслабленный встал, и изумленная толпа, не расступившаяся пред ним в его беде, расступилась перед здоровым. Так, невидимое прощение грехов явилось видимым исцелением страшного недуга. И узнать бы всем присутствующим в столь могущественном Целителе Бога. Но нет! Только чистые сердцем Бога узрят.

К жизни взывал Господь погруженные в бесчувствие сердца всех присутствующих в доме Петра; стучится Он и в наши сердца сегодняшним чудом над расслабленным. Не наши ли грехи есть причина наших жизненных страданий и расслабленности в вере. Почто недоверием Богу в помыслах отнимаем мы силу у веры, почто не внемлем очевидному, зачем погребаем беспамятством собственный религиозный опыт? И разве нет пред нами двухтысячелетнего опыта жизни во Христе многих поколений христиан?

Пути Церкви в руках Бога, предадим Ему и наши пути, всецело отдаваясь Его отеческому водительству и любви, в простоте сердца исполняя Его Божественные заповеди. Наипаче заповедь о любви и о чистоте сердца. Припадем же в покаянии и молитве и мы к Спасителю нашему, чтобы к нам обратил Он Свои целебные, спасительные слова: «Чадо, прощаются тебе грехи твои», – и ощутимые нами силы духа и жизненная энергия живой веры засвидетельствуют, что призрел Господь на наше бедственное расслабление.

За молитвы – плод живой веры – обратит милость Свою Господь и к тем, о ком болит наша душа. «Молитесь друг за друга да исцелеете», – напоминает нам апостол Иаков. Будем же помнить, дорогие наши, урок нынешнего евангельского повествования, что только чутким и любящим сердцем и верою в Господа, пришедшего спасать грешников, совершается чудо проникновения духовной стихии неба в нас. И мы, считая себя христианами, не устрашимся трудностей духовной жизни, тернистого пути следования за Христом, чтобы соблазн отпасть от Христа, как отпали от Него после капернаумской речи и долго ходящие с Ним ученики, не коснулся любого из нас. А пока для нас: се ныне время благоприятное, се ныне день спасения: отложим убо дела темные и облецемся в нового человека – в правде, в преподобии и истине – и тогда получим чрез отпущение грехов и приобщение Пречистых Тела и Крови Христовых исцеление души и тела. Аминь.

Наверх