О жертвах и жертве. В субботу 4-й недели по Пятидесятнице

О жертвах и жертве. В субботу 4-й недели по Пятидесятнице

Сегодня мы слышали. Как Господь исцелил от горячки Петрову тещу, как потом «к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных». Это – видимая для всех, славная сторона дела. Но что происходило невидимо в то самое время, когда больные радостно получали вожделенное здоровье и прославляли Исцелителя? – Эту тайну приоткрывает слово Божие устами пророка Исайи. Оказывается, ничто на земле не исчезает бесследно: в том числе и наши немощи, и наши болезни, и тем более наши грехи, как их прямая причина. Все это – пребывает либо на нас, либо на том, кто согласится взять их на себя. Господь и «взял на Себя наши немощи и понес болезни». Это очень трудно осмыслить, не зря же Бог за тысячи лет начал психологически готовить людей к пришествию Агнца Божия, призванного взять на Себя грех мира. Чтобы с разных сторон осветить сущность предстоящей всемирной, всеобъемлющей жертвы, в ветхозаветной религии были установлены разные виды жертв. Была жертва всесожжения, когда жертвенное животное полностью сожигалось. Была жертва мирная, когда все участники жертвоприношения вкушали приготовленное мясо закланной жертвы. И была регулярно приносимая жертва за грех всего народа: возложив руки на голову животного, первосвященник исповедовал «над ним все беззакония сынов Израилевых, и все преступления их и все грехи их». После этого животное отсылалось «с нарочитым человеком в пустыню», да понесет оно «на себе все беззакония их в землю непроходимую… в пустыню» (Лев. 16:21–22).
Невозможно одно и то же животное и принести во всесожжение, и употребить в пищу, и отпустить, чтобы оно понесло на себе грехи. Господь же принес Себя во всесожжение послушания Отцу и в то же время дал всему миру вкушать Свои пречистые Плоть и Кровь. Но также Он и «взял на Себя наши немощи и понес болезни». Поэтому все время Своей жизни на земле Он испытывал чувство неприкаянности, чувства изгнанничества. И когда один книжник выразил готовность следовать за Ним, куда бы Он ни пошел, Господь сказал: «лисицы имеют норы, а птицы небесные гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить главу». Хотя фактически это было неправдой, ведь многие из учеников с радостью дали бы Ему приют, да и просто желающих видеть Его под своим кровом было немало. Господь же говорил именно о Своей жертвенной грехоносной неприкаянности, ибо «Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничтожен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:4–6), – так далее пророчествует Исайя. И тех, кто, не понимая этого, просто хотел царствовать с великим чудотворцем и целителем, Господь предупреждал, что Ему на самом деле негде приклонить главу. А в ком Он видел готовность поддержать плечом Его жертвенный крест; в ком Он видел готовность считать себя мертвым «для греха, живым же для Бога»; в ком Он видел стремление представить «себя Богу, как оживших из мертвых… в орудия праведности», – тому Он помогал сразу и решительно выбрать. И когда такой человек говорил: «Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего», – то Иисус отвечал: «Иди за Мною, и предоставь мертвых погребать своих мертвецов».

Наверх