О церковных празднествах и крестных ходах по благочинническим округам Пермской епархии

О церковных празднествах и крестных ходах по благочинническим округам Пермской епархии

В минувшем 1915 году по почину многих причтов и прихожан в пределах Пермской епархии совершено несколько крестных ходов и в пределах приходов, и до некоторых обителей и Святынь епархии. Все крестные ходы собирали множество народа, создавали благочестивое воодушевление в собравшихся для подвига и молитвы. Все это, несомненно, не проходило бесследно и для жизни приходов, куда, расходясь, богомольцы приносили и свои святые впечатления, и набожные рассказы. С уверенностью следует сказать, что эти же крестохождения поднимали бодрость в населении и среди переживаемых невзгод военного времени, когда из редкой семьи нет кого-либо на поле брани. У Святынь в молитве почерпает наш богомольный народ неиссякаемую силу терпения во всех тяжких испытаниях.

Но грозное военное испытание продолжается, и конец его в руках Божиих. А посему и пастырская бдительность и попечение о душах христианских должны быть с новой силой и опять направлены к душам православных с этой именно стороны. Души христианские только от духовных пастырей и ищут себе истинного утешения и успокоения в постигающих скорбях, а не в забавных народных театрах и кинематографах, на что так легкомысленно надеются многие, может быть и искренно желающие разумно будто бы развлечь народ.

Однако судом Божиим война все-таки когда-либо кончится, как бы тяжка и длительна ни была она. А тогда исстрадавшаяся душа человеческая с особенной горячностью будет искать и требовать, от кого должно, духовного себе утешения и воодушевления. Многомиллионная армия теперь сидящих в окопах под постоянной угрозой почти неминуемой смерти от снарядов и других истребительных орудий, – эта громадная армия наших многострадальных воинов-братьев возвратится по своим селам и деревням. По общему голосу из армии, там нет неверующих, да их там и быть не может – так легко преходима там грань между этой и потусторонней жизнью. Там в окопах чаще и горячее думают о Боге, о своей душе, о своих грехах. Там на поле брани пред лицом предстоящей смерти чаще и глубже вздыхают ко Господу Невидимому, но Всевидящему. Там перед гранью загробной жизни и вера воодушевленная и простая, почти детская. Там легче и свободнее чувствуют себя чадами Божиими.

Все это, возвращаясь из окопов, наши воины принесут и домой, как драгоценную жемчужину своей среди страданий обновившейся души. Естественно, что и здесь они будут искать того же святого воодушевления на благочестие, только уже при спокойной обстановке жизни, без страха всякую минуту за свою жизнь. Привыкши там утешаться набожными думами, благочестивыми разговорами, чтением Евангелия или слушанием чтения из него, чтением акафистов, житий Святых и подобного, они и здесь пожелают упражняться в том же. Недаром там в окопах большим вниманием пользуется и сектантская литература, – она ведь тоже о Боге говорит, и скоро ли еще доберется простец до уразумения всего тлетворного яда сектантских листков под сладкими словами о святости и оправданности.

Все это нас, отцы и братие, зовет к новой и бодренной пастырской работе, чтобы достойно ответствовать на описанное оживление духа благочестия в народе, чтобы оно было подлинно церковным и само содействовало бы устроению расшатанной церковной жизни. О многом следовало бы с этой стороны говорить. Но на этот раз имею в виду только одно по видимости небольшое, но по силе своего воздействия и по жизненным последствиям весьма важное упражнение. Разумею именно те крестные ходы, о которых вначале и говорено было.

Некоторые окружные миссионерские съезды духовенства самостоятельно сделали постановления о важности и необходимости устройства торжественных приходских праздников и крестных ходов. Ими составлены даже и расписания этих праздников и ходов, причем все духовенство округа расписано в определенном порядке – из каких приходов причты участвуют на том или другом празднике и крестном ходе. Сами крестные ходы из соседних приходов приурочиваются именно к приходским праздникам. Тут совершаются торжественные соборные богослужения, производится усердная воодушевленная проповедь, раздаются листки.

Вот это все должно быть осуществлено в пределах всей епархии наступающими весной, летом и осенью. По всем благочинническим округам на первом же съезде должны быть составлены подобные вышеописанному расписания, с соблюдением – где как плодотворнее можно использовать указанное предположение. Заранее оповестить о предстоящих празднествах и крестохождениях население. Призвать всех к усердному богомолению. И потом на народных собраниях щедро сеять слово Божие, в проповедях воодушевленных и изустных, стараясь научить христиан на всю жизнь человеческую и на все дела и поделия житейские смотреть от слова Божия, как перед Богом. На стоянках для отдыха во время далеких крестохождений хорошо диаконам и псаломщикам читать жития Святых, что могут исполнить и грамотеи из народа. Все пение разнообразных молитв и песнопений должно быть общенародным. Это было бы живым и действенным воцерковлением народа, внедрением в его душу начал Закона Господня Евангелия. Отсюда народ расходился бы по домам воодушевленным, если можно так сказать, сознательной верой в Бога Жива. В народно-церковном собрании, среди такого воодушевленного научения от слова Божия, все чувствовали бы себя живыми чадами Единой Христовой Церкви. И чем больше будет такого церковного воодушевления, чем чаще оно будет повторяться, тем жизненнее и действеннее будет сама вера в народе, тем крепче и самоотстойчивее будет душа народная против всякого соблазна сектантского или без-божнического.

На почве такого святого воодушевления и всестороннего и разнопредметного христианского научения и можно будет со значительной легкостью устраивать и приходскую жизнь со всеми ее обнаружениями при свете Евангелия Христова; это же поможет всю жизнь Христианина поставить для него самого под светом учения Христа Спаса. Это же сделает и всех христиан живыми и деятельными чадами Церкви Христовой, в которой всяк на своем месте исполняет свое назначение, как святое послушание, во спасение своей души и во благо Церкви. Поднимется тогда и так упавшая теперь семейная жизнь и воспитание детей, как чад Божиих, искупленных во спасение. Вся семья будет воистину домашней церковью, как и подобает ей быть.

Итак, на ближайшем же благочинническом съезде, отцы и братие, войдите в решение данного дела, составьте, приспособляясь к местным условиям и обстановке, расписание торжественных празднеств и крестохождении, распределите все духовенство округа для участия в них и для проповеди, приобретите духовные, патриотические и трезвеннические листки для продажи и раздачи, а равно иконки, образки, крестики. Копии таких расписаний присылайте в Совет Братства Святителя Стефана. Епархиальные, уездные и окружные миссионеры поставят своим долгом при малейшей возможности быть на сих празднествах. Постараюсь и свои путешествия по епархии распределить так, чтобы в иных местах принять участие в таких празднествах. По исполнении таких торжеств потрудитесь составить хотя краткие их описания, чтобы на основании таковых можно было сделать общий очерк для «Епархиальных ведомостей». Можно бы было в некоторых более удобных местах с такими торжествами соединять и миссионерские съезды духовенства округа при участии миссионеров.

Жатвы много. Изыдем на эту жатву, – среди громов времени зовет нас на это Господь Вседержитель. С народом Божиим составим единую соборную дружину на дело Божие против всякого зла вражеского.

Пермь. 7 января 1916 года.
День Святого Порока
Предтечи Господня Иоанна

Наверх