О том, чтобы не упасть

О том, чтобы не упасть

«Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть», – предостерегает Апостол Коринфян, которых было воздвигнуто гонение. Апостол, во-первых, утешает гонимых, напоминает, что «верен Бог, который не попустит… быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы могли перенести». Самих же христиан он зовёт твёрдо держаться и вооружает умы против соблазна участия в служении идолам. «Сами рассудите о том, что говорю», – пишет он и сначала напоминает о великой Жертве. В которой участвуют верующие во Христа. «Чаша благоговения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» Потом, как на прообраз этой жертвы, Апостол указывает на жертвы ветхозаветные: «Посмотрите на Израиля по плоти; те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?» Ветхозаветные жертвы тоже приносили истинному Богу, по Его завету. И совершенно недопустимо сравнение с этими жертвами жертв, приносимых идолам.
Но Апостол пишет, что дело даже не в самих идолах, а гораздо глубже. «Что же я говорю? – объясняет он, – то ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет». Идол сам по себе лишь статуя, сделанная человеком, но беда в том, что «язычники, принося жертвы, приносят их бесам, а не Богу». Потому что одно дело – самый факт возникновения этих аполлонов, афродит и т.д.; и совсем иное дело, когда этим своим вымыслам, этой лжи люди начинают поклоняться.
Ведь всякое служение, всякое жертвоприношение, всякая молитва – это всегда кому-то, а не чему-то, и желание поклоняться не возникает вдруг, из ничего: к нему всегда, видимо или невидимо, побуждают либо Бог, либо бесы. И принимают его: либо Бог, если оно совершается в истине, по заповеди Божией; либо бесы, злые духи, враги Божии, – если поклоняемся своему вымыслу; по своим понятиям, по своему произволу.
Обратим внимание, сколько существует, например, самых разных, порой совершенно бессмысленных заговоров и заклинаний от одних и тех же болезней. Потому что дело не в словах, а в самом желании обратиться не к Богу. Для бесов этого вполне достаточно. А третьего ничего нет, и уж, конечно, «не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его? «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть!» – постоянно напоминает Апостол. И даже тот, кто избрал Господню Чашу, кто думает, что он стоит на правильном пути Богопознания, должен беречься. Потому что на этом пути нельзя останавливаться: во Христе нам надо познать не только Божественное всемогущество; но и Его крайнее уничижение, даже до смерти. И сегодня мы читали, как Пётр понял первое и исповедал: «Ты Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16). Но когда «Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников и быть убиту…», – тот же Пётр «начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» И вот это проявление человеческого сочувствия, человеческой любви вдруг вызвало такие страшные слова: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое!»
Да, поистине, «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть!», потому что сатана скрывается за каждой ложью, за всякой нашей духовной слепотой, и он тут как тут, едва мы противопоставим самому малому Божьему пусть самое великое человеческое.

Наверх