О сокровище, о жемчужине и о неводе

О сокровище, о жемчужине и о неводе

Вот ещё три притчи, в которых Господь ещё с новых сторон рассказывает о Царствии Небесном. Теперь оно уподобляется «сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то». Отметим благоразумие, решительность и щедрость этого человека. Он как должно оценил то, что нашёл. И ведь не собственно поле ему нужно. Но сокровище находится в границах этого поля, и для человека становятся драгоценными эти самые границы.
Так и для нашего сокровища Царствия Небесного становится драгоценным всё, что имеет на себе его отблеск, всё, что имеет к нему хоть какое-то отношение, иными словами, всё, что заключает в себе церковная ограда.
Ещё уподобляет Господь Царство Небесное «купцу, ищущему хороших жемчужин». Здесь герой притчи – человек, не просто желающий обогатиться, но и понимающий толк в вещах и трезво выбирающий. Он предан своему делу и в своей жизни пересмотрел много жемчуга, научился различать в нём достоинства и недостатки. И вот, он нашёл «одну драгоценную жемчужину», совершенство качества и формы. Он хочет непременно обладать ею, и он «пошёл, и продал всё, что имел, и купил её».
Святый равноапостольный Владимир в посвящённом ему тропаре уподобляется такому купцу. Вспомним, как он исследовал разные религии, желая, наконец, найти истину. Только православная вера показалась ему верхом совершенства, и он всё оставил, чтобы её приобрести.
А третья, из сегодняшних притч неожиданно совсем с другой стороны говорит о Царствии Небесном. Господь на этот раз уподобляет его «неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег, и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон». Только что в центре был человек, ищущий, приобретающий Царствие Небесное, и вдруг оказывается, что оно само ищет его и улавливает. Оказывается, Сам Бог закидывает невод Своего Промысла и отделяет злых «из среды праведных», чтобы каждый получил своё. И одно не противоречит другому: безусловно то, что человек ищет Бога, но безусловно и то, что Бог ищет человека.
Человеку надо неустанно выбирать, определять, не скупясь, платить, помня, кстати, что, чем бы ты не пожертвовал, – ты жертвуешь не своим, а Божьим, ибо «что ты имеешь, чего не получил?» Но с другой стороны, только Бог на последнем суде сможет оценить каждого: кто чего и как искал, кто что и как приобрёл. Потому и напоминает нам Апостол: «… не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога».

Наверх