О притче. В пятницу 5-й недели по Пятидесятнице

О притче. В пятницу 5-й недели по Пятидесятнице

Однажды, когда вокруг Господа Иисуса Христа собрался народ, Он стал поучать их притчами, и первая была о том, как «вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало у дороги; и налетели птицы, и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли; и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние, и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а иное в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» На этом кончается наше сегодняшнее зачало. Но интересно, что точно так же было и тогда. Господь рассказал народу притчу, и – все. Уже потом ученики подошли к Нему и спросили: «Для чего притчами говоришь им?» Господь объяснил, в чем дело, а потом растолковал и значение притчи. Но народу Он ничего не пояснял. А только сказал в конце: «Кто имеет уши слышать, да услышит!» Как и нам с вами сегодня. И мы услышали, что есть зерно, которое имеет чудесную силу прорастать и приносить плод даже во сто крат; что земля, на которую оно может упасть, бывает разная, и если оно попадет на плохую землю, то при всей сокрытой в нем силе может погибнуть. Видим, что есть и сеятель, который разбрасывает семя повсюду, даже на самую неблагоприятную землю. Но если мы заглянем дальше, то увидим, что вовсе не слепо, не механически сеет наш сеятель, что вовсе не бездумно разбрасывает драгоценное семя. Вот, рассказал Господь только притчу. «И, приступив, сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано. Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют…» (Мф. 13:10–13:18). Вот, шел наш Сеятель при дороге и бросил только притчу, а попалась добрая земля, и – посеял истолкование притчи.

Казалось бы, чем темнее люди, тем подробнее надо объяснять, а умный и сам разберется. Но Господь – наоборот: тем, которые «видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют», чье«огрубело сердце» (Мф. 13:13–15), кто готов возражать, противиться, – тем Он рассказывает только притчу, которая ничему прямо не учит, ни к чему не обязывает, где нечему прямо возразить, не над чем посмеяться. Она просто врезается в память, и человек стоит перед словом Божиим, сокрытым в себе. Если он пойдет за Господом и попросит истолкования, то получит его, как получили Апостолы. А если не захочет идти дальше, то, по крайней мере, кому меньше дано, с того меньше и спросится.

Но и получить истолкование притчи – это далеко не все. Чтобы плодоносить, слово Божие требует от нас постоянного труда, движение навстречу, требует внимания, напряжения, молитвы, чтобы вдруг отверзались наши уши, и чтобы слово Божие прозвучало вдруг прямо для тебя: прямым повелением, милостивым утешением или властным напоминанием.

Да вообще вся церковная жизнь поначалу предстает перед нами как бы сокрытой сама в себе, как бы замкнутой и не относящейся к нам, и лишь по мере старания войти, церковь вдруг становится для нас родным домом, непонятное становится понятным, понятное раскрывается новым смыслом. Как и простое перечисление знакомых Павлу христиан, тоже прочитанное сегодня, наверное, много может открыть имеющему уши, чтобы услышать. Божественная истина неисчерпаема, а начинается с малого семени, с притчи, с этого таинственного знака, сокрытого в самом обыденном. Да и весь мир – великая притча о своем Творце.

Святитель Тихон Задонский назвал одну из своих книг «Сокровище духовное, от мира собираемое». Эта книга учит, как от простых земных предметов, от простых ситуаций и дел всюду можно услышать Божественное слово.

«Кто имеет уши слышать, да слышит», – говорит Господь. Ну, а кто скажет, что он не имеет ушей? А если так, то чем мы будем оправдываться, если птицы небесные перед нашим носом растащат все, то сокровище, которое Бог приготовил специально для нас?

Наверх