О помиловании и ожесточении. В пятницу 3-й недели по Пятидесятнице

О помиловании и ожесточении. В пятницу 3-й недели по Пятидесятнице

Однажды Господь сказал ученикам: «не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч». А между, тем Апостолы в Рождество Христово пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир», – и Сам Господь приветствовал учеников словами: «мир вам»… Но все «противоречия» Священного Писания только от нашего нежелания думать. Да, Господь принес мир. Но Он знает, что Он пришел к свободным существам, и Он знает, что одни примут Его; другие не примут, и воздвигнут гонения на христиан, так что мир Христов обернется для них мечем.

Апостол Павел сегодня тоже рассуждает об одном видимом противоречии. Еврейскому народу в лице его родоначальников Авраама, Исаака и Иакова были даны и «усыновление, и слава, и заветы, и законоположения, и богослужение», – а этот народ в подавляющем большинстве ожесточился и отпал от Бога. «Но не то, чтобы слово Божие не сбылось», – говорит Апостол, и тут же поясняет, что «не плотские дети суть дети Божии».

Вообще большинство наших недоумений лишь оттого, что мы принимаем всерьез только плоть. А между тем все происходящее по плоти при всей своей очевидности и осязаемости лишь тогда становится реальным и действительным, когда получает Божье одобрение и Божье благословение. Так и с самого сотворения мира: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма», то есть благословил все, что Им же было создано. И только с этого момента «и был вечер, и было утро», и потекло время, и началась жизнь (Быт. 1).

И сегодня Апостол напоминает, что у Авраама прежде Исаака родился сын Измаил; что у Иакова – Израиля был брат близнец Исав, который первым увидел свет. Но Бог сказал Аврааму: «В Исааке наречется тебе семя», и о близнецах сказал: «Больший будет в порабощении у меньшего». Таким образом, не плотское рождение определило судьбу, а Божье благословение, и старшие по плоти остались в стороне, а младшие получили достоинство истинных детей и наследников. Об этих двух случаях нам открыто в Писании, но можно ли сомневаться, что и на всякое вообще плотское рождение Бог невидимо ставит ту или иную духовную печать, и когда приходит время, то вдруг оказывается, что «не все те Израильтяне, которые от Израиля, и не все дети Авраама, которые от семени его».

И не только бессознательное плотское рождение, но и всякое сознательное человеческое дело само по себе – ничто. Апостол подчеркивает, что при любых твоих трудах и подвигах, помилование все же зависит «не от желающего и не от подвигающегося»; оно зависит «от Бога Милующего». Желая разрушить самоуверенность Израиля по плоти, Апостол заостряет эту мысль до предела, даже до чувства крайней несправедливости, приводя пример с Иаковым и Исавом: «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого – дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от призывающего, сказано было… «больший будет в порабощении у меньшего», как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». Но потом Апостол показывает, что у Бога, конечно, не может быть несправедливости: «Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею». То есть все-таки только тех Он милует жалеет, кто достоин, чтобы их миловать и жалеть. И если человек даже еще «не сделал ничего доброго или худого», то Бог все равно видит и справедливо оценивает его душу, которая таинственно самоопределяется еще во чреве матери.

Но узнаем мы, что не только милует Господь, кого хочет, но «кого хочет» и «ожесточает». Мы возмущены: тогда «за что же обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его»? Но Апостол и тут сначала ставит на место гордый ум: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал»? не властен ли горшечник над глиной, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого»? (Рим. 9:20–21). А потом уже Апостол на примере фараона показывает, как «ожесточает» Господь: «Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе?..» (Рим. 9:22–23). И оказывается, что что не лепит Господь сосудов для низкого употребления; и что ожесточение это на самом деле – долготерпение над тем, кто сам своими делами упорно готовит себе погибель…

Не бывает, «чтобы слово Божие не сбылось»; оно не может противоречить самому себе. Для желающего с чистым сердцем вникнуть и понять, истина всегда откроется, и любой воздвигнутый меч все-таки снова обернется Христовым миром.

Наверх