О отвержении себя. В четверг 8-й недели по Пятидесятнице

О отвержении себя. В четверг 8-й недели по Пятидесятнице

«Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною». Вся жизнь христианина состоит из таких последовательных отречений. Вчера мы читали, что порой приходится отвергнуться своей человеческой жалости, человеческой привязанности ради Божьего дела. Но иногда надо принести в жертву даже своё более правильное понимание того или иного вопроса. Допустим, что я точно знаю, что идол – ничто; не верю я и в силу надо мною бесов. Совесть моя не смущается, я просто, не исследуя, «с благодарением вкушаю пищу» … Но вот мне указали на кусок мяса, который я уже собирался положить в рот, и сказали: «это идоложертвенное», то есть, это – часть жертвы, принесённой идолу. Причём, сказал мне это или язычник, или маловерный брат, ещё придающий какое-то значение идолам. Его совесть смутилась, а я почему-то должен при его словах тут же положить взятый кусок на место, и не своей пользы, а «ради того, кто объявил» мне, – кто бы он ни был. Я, умный, знающий, должен лишить себя пищи ради того, кто гораздо ниже меня. Ноя должен это сделать, должен в этом отвергнуться от себя, потому что посланец Божий говорит мне: «едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте во славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни Церкви Божией. Так, как и я угождаю всем во всём, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись».
Упоминается сегодня и дугой повод отвергнуться себя. Апостол упоминает о церковном обычае, чтобы женщина молилась непременно с покрытой головой. Этот обычай держится и по сей день. И вот такая, казалось бы, простая вещь иными женщинами воспринимается с сильнейшим протестом. Дело тут, конечно, не в самом платке, а в том, что, напоминая об этом обычае, Апостол напоминает о природной подчинённости жены мужу и о внешнем знаке этой подчинённости; напоминает, что, как «мужу глава Христос». Так и «жене глава – муж». «Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа». И поэтому «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову».
Не люди так придумали, но Бог так устроил. И неужели от Бога может исходить что-либо неразумное, постыдное? Всё прекрасно, когда всё на своём месте. Но женщине, забывшей об этом, воспитанной, как говорится, «не в отеческом законе», женщине, которой заморочили голову всякими примитивными теориями, что, дескать, все равны, и все тут, – такой женщине впервые покрыть голову в церкви – настоящий подвиг, настоящее отвержение себя ради Христа.
Вот только два примера. Но каждый из нас мог бы привести много своих собственных. Потому что каждый, стараясь идти за Христом, преодолевает свои собственные трудности, рвёт свои собственные путы. И не надо жалеть этих пут. Нельзя держаться за что-то гибельное только потому, что оно моё. Ибо, что значит «моё»? – а только то, что оно губит только меня … поистине, «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережёт её».

Наверх