О молитве

За литургией мы слышим всегда такие приглашения Церкви: «Горе имеем сердца», «Всякое ныне житейское отложим попечение», «Вонмем», то есть будем внимательными. Все эти призывы научают нас надлежащему молитвенному обращению к Богу.

Чтобы душа каждого из нас истинно молилась Богу, необходимо, чтобы, когда мы говорим или слушаем какие-нибудь молитвенные слова, тотчас в нашем сердце возникали чувства благодарения Бога, хвалы, сокрушения, преданности Ему, покорности, благоговения. Пусть эти чувства наполняют нас и из наших душ устремляются к Богу.

Самое удобное место проникновения подобными молитвенными чувствами есть храм, где ничто не развлекает души.

Поэтому всякий, входя сюда, позаботься о том, чтобы в тебе, как свеча или лампада, зажигалось прежде всего чувство благоговения и сокрушения пред Богом. Для этого скажи себе всякий, входя в храм: «Верую, Господи, что сердце и очи Твои над этим храмом и в нем. Научи меня, последнего грешника, помолиться Тебе». Скажешь это несколько раз, редко-редко, перекрестись с поклонами невидимому Господу, и благоговение обнимет тебя, а сердце, как свеча, зажжется в тебе молитвенным огнем.

Дальше, встань на какое-либо место и начинай вникать во все, что слышишь из чтения и пения, вслушивайся со всем вниманием, питай тем себя, переходи от мысли к мысли с разным чувством.

Так как святые отцы, составившие церковные молитвы, вложили в них силу сердца, то по закону взаимодействия эта сила проникнет в тебя. И душа твоя будет то плакать, то радоваться, то сокрушаться, то оживляться благодатию Святого Духа. Это высшее освящение, утешение и ободрение духа.

Совершая крестное знамение, кланяйся в храме в положенное время, это сильно размягчает и согревает душу. Пусть это теплота мягкая и непрочная, но береги ее возбудительными мыслями по ходу службы. И станешь переходить от одного сладостного состояния к другому, как в раю. Если же ты вертишься, разговариваешь, рассеян, крестишься небрежно, какую пользу получишь от этого?

Весьма полезно и дома в течение дня, среди житейских дел, поучиться взывать к Богу краткими, как бы выжатыми и из самого сердца словами применительно к нуждам души.

Из жития святителя Тихона Задонского известно, что молитвы его с поклонами были самые горячие. Из помещения, где он находился, келейные его иногда слышали святительские восклицания: «Господи, помилуй! Господи, пощади!» Затем, ударяя слегка о пол, он прибавлял: «Кормилец, помилуй». В радостном состоянии он произносил псалмы: «Хвалите имя Господнехвалите Господа с небес», а в мрачных мыслях говорил: "Благо мне, Господи, яко смирил мя еси».

Другой подвижник время от времени восклицал: «Господи, помилуй, Господи, укрепи, дай мне, Господи, силу крест мой понести». Что препятствует и нам всегда быть в силе Божией, повторяя всем известные молитвы: «Господи, помилуй» или: «Боже, милостив буди мне, грешному»?

Сердечные воззвания есть истинная молитва к Богу. Если предметы на солнце озаряются им, железо вблизи магнита намагничивается, то и на молитве пред невидимыми очами Божиими, пресвятым, пречистым и всеблаженным Богом мы не можем не исполниться святости, чистоты, радости, мира.

Пусть же молитвы наши пред Богом будут сердечными и как кадило благовонное непрестанно восходить к Нему. Аминь.

Наверх