О мире всего мира, о благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех Господу помолимся!

О мире всего мира, о благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех Господу помолимся!

Уже 19 месяцев идет страшная, почти всемирная небывалая война. Много загублено молодых людей, а сколько их еще потребуется – кто же это знает... И кто же назовет это восстание народа на народ и царство на царство, восстание не только брата на брата, но детей на свою мать (восстали предатели болгары на Россию – их спасительницу) – кто же все это назовет добром?! И кто же не пожелает, чтобы скорее кончилось это истребление людьми друг друга?!

И, однако, никто, никакая сила на земле не сможет этого сделать, не сможет примирить враждующие народы. Ибо не во власти это людей. Война, как и всякая вражда, есть зло, а потому попущением Божиим она во власти того, кто есть начальник зла. А это есть Сатанаил-диавол со всеми легионами своих демонских темных сил. Кто не испытывал на себе или не видел на других, когда против воли или сознания человека какая-то страшная сила увлекает его на гнев, на преступление... И если в самом человеке нет самоотстойчивости, если недостаточно противоположной силы добра, то невидимая злая сила полонит его и увлечет до самого низкого падения, до самого ужасного преступления. Эта злая сила есть диавол, тот «враг», которого ощутимо чувствуют все духовные борцы-подвижники на добро против зла. Он торжествует в плененном им человеке, играя им как своим рабом и послушным орудием.

Вот этот наш «враг» Сатанаил-диавол и взял теперь силу не в отдельном человеке, а в целом мире народов. Он приразился к тому накопившемуся во всем мире злу, которое никто не назовет добром и которое за время войны проявляется еще с большею силою, чем в мирное время. Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская(1Ин. 2,16) – вот идеал или высшая цель нашего временного мира. Страсть обогащения и наживы, страсть наслаждений и удовольствий до пресыщения ненасытимого, тщеславие, славолюбие, властолюбие гордое – вот боги века сего. Гордый ум человеческий завоевал и земную, и подземную, и водную, и воздушную стихии – и нигде не нашел Бога Духа Невидимого. И решил, что и нет Бога, но сам человек гордым умом своим и есть бог, которому все и есть и должно быть покорно. Откровеннее и разительнее всех проявляют это немцы с их уверенностью в своем человекобожеском сверхчеловечестве. Немецкая душа или культура и есть сущность всей современной господствующей настроенности народов, гордых всею культурою – созданием гордого ума человеческого.

Эта сатанинская гордыня и осатанила целый народ немецкий, подвигши его к неудержимому завоеванию всего мира, истинное благо которого будто бы в покорности немецкой гордой душе. Непокорство же народов мира немцам признается и объявляется ими как слепое и глупое непонимание этими народами своего же блага. А потому из желания блага сим народам нужно их покорить хотя бы и насилием, не останавливаясь на этом пути ни перед какими самыми страшными средствами, чтобы скорее устрашить и привести в покорность немецкому гению.

Это и есть власть сатаны в душе целого народа. Почуяли это народы и пошли на борьбу с таким сатанинским засильем. И о, если бы все народы шли на это с тем святым чувством, с каким идет русский солдат христолюбец: умереть, да не дать в попрание своей святыни – святой веры. Это не насилие против насилия, а подвиг, равный мученическому, это самоотверженное, даже до смерти, служение добру против зла. Так и святая Церковь научает нас смотреть на подвиг воина, как на мученический. Посему она благословляет воина на брань, воодушевляет его своими молитвами и обещаниями венцов нетления от Бога, – воодушевляет его на смерть за Веру, Царя и Отечество. И самое Небо утверждает это своими таинственными откровениями, когда Царица Небесная является ходящею между телами убитых и венчает их светлыми неземными венцами. Таков подвиг воинский против сатанинского восстания на святыню человеческой души.

Но не таков ответ мирного населения на это сатанинское восстание. Наблюдается среди мирного населения проявление такого нравственного безобразия, какого не наблюдалось и в невоенное время. Безграничная страсть к наживе и даже хищничеству, использование для этого самой беды народной, безудержная и самая разнообразная веселость, пьянство и разврат, интриганство и подлость до низкой продажности, измены и клятвопреступления... Это то же самое осатанение людей, что и у немцев, только в другом направлении. Тут тоже торжество темной силы, пленившей людей и насильствующей их. И эта нравственная покорность сатане господствует в людях, она особенно полонила не простое население народов, а то, которое стоит в разных отношениях выше этого простого народа, руководит его жизнью. По-видимому, в наше время сатана освобожден из темницы своей и вышел обольщать народы (Откр. 20, 7), чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24).

Да, попущением Божиим люди сами предались во власть сатаны, и он торжествует свою в них победу и силу. Какой же может быть мир при таких условиях? В аду, в царстве сатаны, как и среди злых людей, нет и быть не может мира. Этот род бесовский не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29), – так утверждает Тот, Кто победил диавола в самом его царстве ада темного, туда снисшедши. Торжеству зла сатанинского нужно противопоставить нравственную силу, подвиг в добре, власть духа над злом. Тогда силою Божией будет то, что было уже в жизни святой Церкви Христовой: сила духа гонимых христиан, нравственная сила их жизни и подвига победила страшную силу зла гонителей, обладавших всеми способами истребления христиан, не стеснявшихся и в средствах для того. Сатана был изгнан на время из мира, воцарилась сила Распятого Христа, верою в Которого жили гонимые христиане. Так и исполнилось слово ободрения святого апостола Иоанна Богослова к гонимым христианам: Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире (1Ин. 4, 4), то есть диавола – князя мира сего, по словам Спасителя. В очищенных страданиями христианах не оставалось места силе темной, она к ним не могла приражаться, как носителям Духа Христова в своей душевной чистоте. Вместо полчищ демонских их облетали и окружали полки светлых Ангельских сил, сохраняя от приражения тьмы и поражая служителей тьмы силою Вседержителя. И поражен был сильный враг Креста Христова, водворился мир на земле. Спасительную силу веры, силу нравственную признало над собой само сильное и разъяренное язычество и приклонилось к подножию Креста. Ибо диаволу не осталось места для господства над людьми: воцарилось в людях господство добра, правды, свободы, обеспечивающих мир на земле.

Вот к чему зовут и нас всех переживаемые тяжкие события военной невзгоды. В то время как там на поле брани наши братья-воины умирают не за себя, а за святыню нашей народной души – за правду, за добро, за свободу, за веру, – мы все призываемся к тому, чтобы здесь еще с большим напряжением вести духовную брань со злом – причиной, единственной причиной зла военного. Посему, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 10–12). Да ополчимся все на эту духовную брань с обложившим нас царством торжествующего зла. Подвигом поста и молитвы разгоним от нас всю силу вражескую. Да размягчатся сердца человеческие, да просветятся и очи духовные. Тогда доступ к нам будет Силам Светлых Ангелов, которые сами оградят нас от приражения демонских сил. Светлая сила добра и чистой свободы возгосподствует тогда в душе народной и противостанет темной силе зла, обуявшей наших осатанелых супостатов. Ибо Тот, Кто в нас, больше того, кто в мире. И как кровь мучеников явилась семенем христианства, так и мученическая кровь наших братьев-воинов, самоотверженно умирающих за святыню нашей души против силы зла вражеского, – эта кровь явится семенем мира на земле между народами. Ибо тогда не к чему в нас будет приразиться силе зла вражеского; она, столкнувшись с нравственною силою нашего народного воодушевления, столкнется с Самим Христом, поборающим за служителей Своих. Только таков путь и к той победе, которой одинаково с нами ищут и враги наши. Без этого не возможен и желанный мир между народами, ибо беда не в войне, а в том зле человеческом, которое порождает войну. Плохое было бы лечение нарыва на теле, если бы его замазывали мазью, вместо того, чтобы через такой нарыв с корнем вырвать ту дурную кровь, которая не должна оставаться в теле и сама запросилась вон из него нарывом, чтобы оздоровело и все тело после того. Так и в жизни народов и всего мира: беда не в войне со всеми скорбями и болезнями ее, а в нравственном зле, скопившемся и засилившем всю жизнь человеческую. Чьей бы победой война ни кончилась, и после того не будет мира в народах, если не будет нравственного возрождения людей и народов. Если осатанелые немцы окажутся победителями, то в своем осатанении они после того дойдут до самого страшного конца и себе, и другим народам; это будет значить, что немцы не познали Божьего через них промышления о всем мире и за это погибнут от руки Господней, как погибли Навуходоносор, Валтасар и другие, бывшие наказанием и бичом в руках Божиих для народа израильского, но не познавшие того пред Богом.

Нет, смысл и конец настоящей мировой войны таков, чтобы познали все народы руку Божию, занесенную на погубление наше за гордость пред Богом. Когда обратятся люди ко Господу всею душою своею смирившеюся, когда совершится это духовное человеческое возрождение, тогда отступит и грозная десница Вседержителя. Тогда именно в немощи человеческой проявится крепкая сила Божия, чтобы все народы и преклонились только перед нею и не дерзали восставать в своей гордости на Божескую власть и силу в мире. Если бы имел возможность, то умолял бы всякого уразуметь это во спасение свое и других.

Итак, братие и сестры о Господе, все люди мира сего, молясь о мире всего мира, поднимем всяк на себя подвиг добрый в заботе о духовном нашем возрождении, каков есть подвиг поста и молитвы как проявлений силы духа свободного на добро против зла. Будем молить Вседержителя, да разгонит весь мрак, нас облегающий, да разгонит всю тьму сатанинскую, да размягчит сердца человеческие, да повелит приступить к нам ангельским светлым силам, обороняющим нас от приражения темной силы, споборающим и нашим братьям-воинам в самоотверженном стоянии за святыню нашей души против врагов – служителей темной силы. Как всякий молится о своих близких, на войне пребывающих, так молитесь крепко и неотступно горячо о всех людях, об обращении всех к Богу, чтобы господствующее настроение в мире было устремлено к Богу. Тогда сама собой придет всеми желанная победа, а с ней и всеми желаемый мир, не призрачный, а подлинный и прочный, когда все люди мира сего и сами осатанелые враги наши турко-тевтоны увидят в нашей немощи все превозмогшую силу Божию и преклонятся перед ней, управляющей всем миром. О сем да будет наша общая забота и молитва о всех людях, особенно в наступающий святой и великий пост. Сам же Господь мира да даст нам мир всегда во всем. Господь со всеми нами (2Сол. 3, 16).

Пермь. Прощеное воскресенье,

21 февраля 1916 года


Наверх