О истинном угождении

О истинном угождении

Пятнадцатую главу послания к Римлянам Апостол начинает словами: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных…» Кто это – «мы»? «Мы», это значит – он, пишущий, и я, слышащий или читающий. А кто же тогда «бессильны»? – а все остальные, и в первую очередь тот, кто рядом, «ближний». И вот «каждый из нас должен угождать ближнему». Но угождать далеко не во всём, а, как сказано далее, «во благое, к назиданию», то есть, во-первых, в том, что прямо направлено к истинному благу, ко спасению души. Но и любая помощь в любом житейском деле может быть «к назиданию», может расположить человека славить твоего Бога и идти твоим путём.
Но, угождая в житейском, надо именно «не себе угождать». А то ведь болтливый и любопытный только и ждёт, как бы угодить ближнему, выслушивая пустую болтовню и сам отвечая тем же. Чревоугодник только и ждёт, как бы напоить и накормить ближнего, а заодно угодить и своему чреву. Ленивый с удовольствием не пойдёт на дело Божие по малейшему желанию ближнего … а вот истинные христиане, если им уж и приходилось оказать любовь и ради ближнего в чём-то отойти от своих строгих правил, – потом тайно ещё больше стесняли себя.
Бывает угождение и от личного пристрастия, когда человеку угождают во всём, угождают как Богу. Это – настоящее идолослужение, и о таких у пророка Давида сказано, что «Бог рассыпал кости человекоугодников». А иногда кажется, будто человек угождает ближнему, а он на самом деле творит прямую бесовскую волю. Ведь на что похвальная добродетель – молчание, – а сегодня в Евангелии мы слышали, что оно бывает и от бесовской одержимости.
И чтобы не довести себя до этого, нельзя совершать в угоду ближнего грех, нельзя оборачиваться назад, взявшись за плуг: например, нельзя, если дал обет безбрачия, соглашаться на брак, хотя бы обещали тебе за это встать на путь спасения. Не имеет право человек, образ и подобие Божие, бросать себя как солому в костёр чужих или своих страстей. Да и никогда твой отход от Бога, хотя бы на один шаг, – никому не принесёт пользы. Святые отцы даже говорили, что, если видишь утопающего, – протяни ему жезл, а не руку. Если он способен выбраться, то ухватится за жезл и вылезет. А уж если потерял себя, то, по крайней мере, не утащит и тебя под воду. А ведь сколько печальных случаев, когда, например, неопытные христианки пытались спасать от пьянства или иных пороков – чужих мужей!
Ну, а тому, кто действительно решился угождать ближнему «во благое, к назиданию», трезво оценив свои силы, тому пример Сам Господь Иисус Христос. Апостол приводит слова пророка Давида, сказанные как бы от лица Самого Господа Своему Отцу: «злословия злословящих Тебя, пали на Меня…» Сын Божий пришёл на землю, желая угодить Отцу. Он выполнял Его волю, говорил Его слова. в результате, действительно, всё зло злословящих миновало Отца и всецело пало на Сына и привело Его на крест. Христос угодил нам: но не нашему злу. Не нашим страстям, а всему тому добру, что Он Сам же в нас и пробудил. Поэтому Апостол может сказать желающим достичь совершенства: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас во славу Божию».
И да поможет нам Бог отличать истинное угождение ближнему «во благое, к назиданию», от идолослужения, от человекоугодничества, от потворства своим страстям и от неправильной оценки своих сил и возможностей.

Наверх