О грехе осуждения (IV)

О грехе осуждения (IV)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Не удивляйтесь, дорогие братия и сестры, что мы вынуждены продолжать говорить о грехе осуждения. Дело в том, что этот грех настолько вошел в плоть и кровь нашего человеческого рода, что хотя и считается малозначительным падением, но на самом деле очень опасен и тяжек. Застаревшие раны надо лечить дольше и больше прилагать усердия к их исцелению.

Люди, которые любят осуждать, судить ближнего, обычно много требуют от других. Говорят, что «этого бы они могли не делать. Им должно быть стыдно, что они впали в такой грех». А себя считают праведниками, святыми, других осуждая и унижая. А если бы они хорошо посмотрели на самих себя, то оказалось бы, что и они такие же грешники, как и все человечество.

Очень хороший приводится пример на этот счет в книге епископа Германа «В часы пастырского досуга». Он рассказывает, как однажды пришли в храм помолиться один старичок со своей супругой, и на Литургии священник произносил проповедь о том, как Адам и Ева согрешили. По окончании проповеди они вышли и дорогою об этом рассуждали. Муж и говорит: «Вот не было бы столько греха на свете, если бы Ева не послушалась дьявола и не заставила бы мужа скушать запрещенный плод». Жена соглашается: «Да, ведь из-за одного страдают все. Я бы на месте Евы не дотронулась до запрещенного плода. Бог с ним!» Муж добавил: «А я бы на месте Адама, если бы ты дотронулась и решилась меня соблазнить, такую дал бы тебе взбучку, что ты позабыла бы, как соблазнять мужа». Жена говорит: «Так-то оно так, худо поступила Ева, что нарушила заповедь Божию, да ведь и Адам-то тоже…» Вот таким путем они шли, рассуждали и осуждали Адама и Еву.

Проходили они в это время мимо барского сада, где сидел добрый благочестивый барин. Он услышал разговор и решил пригласить их к себе на обед откушать хлеба-соли. Они удивились этому неожиданному предложению и повиновались. Их ввели в барские хоромы, затем через некоторое время провели в столовую, где был накрыт для них стол на два прибора с разными кушаньями и винами. Входит барин, усаживает их и говорит: «Кушайте все на доброе здоровье, но только вот до этого блюда, покрытого крышкой, не дотрагивайтесь, это не для вас». И тут же ушел в свою комнату. Они сели и принялись кушать вкусные кушанья, запивать сразу же винами, а к концу обеда жена обращается к мужу и говорит: «Да что же находится в этом блюде? Наверное, какое-то необыкновенное кушанье у барина. Давай посмотрим, откроем немножко крышку и посмотрим. Никто ведь не увидит, не узнает». Муж возражает: «Зачем, нельзя же». «Да как зачем, – не унимается жена, – это ведь какое-то необыкновенное кушанье!» Муж говорит: «Нельзя, потому что это запрещено». А между прочим, говоря эти слова, он сам возгорается большим желанием посмотреть, что же это за кушанье там находится. Жена это подметила и положила руку на блюдо, сама на него так внимательно смотрит и говорит: «Ну позволь, я только немножечко приоткрою». Муж, наконец, согласился. Она приоткрыла немножечко крышку и говорит: «Там ничего нет, пусто». Муж просит: «Тогда открой еще побольше». Когда она приоткрыла крышку еще, то в это время из-под нее выскочила мышь и убежала в подпол. Гости вначале не уразумели, что это означает. Но вот входит к ним барин и спрашивает: «Ну как вы, сыты, довольны?» «Да, покорнейше благодарим за вашу милость», – был ответ. Он приподнял крышку и говорит: «А мышки-то нет! Что же вам не хватало человеческого кушанья, что вы позавидовали кошачьему?» И испуганные гости не могли ему ни слова на это ответить. Тогда он им на это говорит: «Вспомните, глупые, как вы, когда шли, осуждали Адама и Еву, забывая слова Писания: не судите, да не судимы будете. Ступайте же теперь перед Богом, да и впредь не судите ближнего, лучше построже смотрите за собою и не надейтесь на свою твердость». И они со слезами вышли от барина.

Только на собственные грехи должно быть обращено всегда внимание христианина. Только на собственные, но не на чужие грехи, слабости и пороки. Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, – молится преподобный Ефрем Сирин.

Когда в доме много работы и много заботы, то человек не будет ходить по чужим домам и смотреть, что там делается. Иначе он свое дело не исполнит. Люди, которые любят пересуживать, судить, худо знают самих себя. А не зная себя и постоянно обращая внимание на чужие грехи, они впадают в самообольщение. И думают, что они лучше других. Вот поэтому-то такие люди, по слову Спасителя, и видят сучок в глазе ближнего, а бревна в своем не чувствуют. И, не зная своих греховных язв, они не врачуют их. А язвы неуврачеванные потом стареют, коснеют и становятся уже неисцельными. В таком состоянии находились фарисеи во времена Господа нашего Иисуса Христа. Они других считали за величайших грешников, судили их, а в свое сердце никогда не заглядывали. Поэтому, хотя Господь, Небесный Врач, возле них всегда находился, но они так и остались неисцеленными. И когда некоторые из фарисеев спросили Спасителя: Неужели и мы слепы?, то Господь ответил им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин.9:40-41).

Грехи ближнего надо покрывать, а не разглашать о них. Открывший наготу отца своего Хам подверг себя проклятию, лишился благой участи со своими братьями и был осужден. Сколь же величайшему наказанию подвергнутся все те, кто обнаруживает грехи ближнего! – говорит святой Иоанн Златоуст. Потому что, обнаруживая грехи ближнего и не только не прикрывая их, но стараясь сделать их еще более известными, такие люди не содействуют чьему-либо исправлению, они только еще более умножают грехи. Внимательный человек после своего падения (когда он не имеет свидетелей своего падения) легко может уврачевать свои раны. Но когда грех его обнаруживается, становится известным всем, то человек теряет стыд и теряет способность к возвращению на путь истинный, не желает возвращения на путь добродетели. Ибо человек тогда как бы впадает в глубокое озеро и под воздействием волн все глубже и глубже погружается, впадает в отчаяние и теряет способность к своему исцелению, – говорит тот же святой Иоанн Златоуст. Поэтому-то мы не только не должны обнаруживать, открывать грехи своих ближних, своего брата, но если даже и услышим от кого-то о ком-нибудь нехорошее, дурное, то не должны домогаться увидеть наготы его, а, подобно добрым сыновьям Ноя, прикрыть эти грехи и врачевать падшую душу увещаниями и добрыми советами, представляя на вид великое человеколюбие Божие, безмерную благость и любовь Господа, Который всем хочет спасения, всем придти в разум истинный, не желает смерти грешника, но чтобы обратиться и живу быть ему (Ср.: Иез.33:11).

Все праведные, благочестивые души бегают этого греха осуждения. Повествуется в Патерике о том, как однажды в одной обители тяжко пал один инок. И братия собрались на совещание, на собор по этому поводу и призвали благочестивого старца Моисея, но он отказался придти на этот совет. Тогда скитский пресвитер посылает вторично за ним, требует, чтобы он явился на собор. Он идет, но что он делает? Он взял старую корзину, насыпал в нее песка, идет с нею, песок сыпется. Встречающиеся иноки спрашивают его: что это означает, отче? Он говорит: вот, я имею у себя столько грехов, сколько этого песку, и не вижу своих грехов, а иду судить другого. Тогда братия поняли свою ошибку и, не сделав никакого замечания этому иноку, отпустили его, оставили его в покое.

Надо, надо, дорогие мои, всемерно беречь себя от этого греха. Скажем также несколько наставлений о том, как себя надо стараться предохранить от осуждения и пересуживания. Прежде всего, когда к нам придет такой лукавый помысл – осудить, оклеветать ближнего, очернить его, – то прежде всего сами себя спросим: а не имеем ли и мы недостатков? Не имеем ли разве и мы своих слабостей, что осуждаем других? Надо тщательно, строго наблюдать за своим нравственным поведением, за своими поступками, за своими делами. Познай самого себя – вот великое правило, которое было даже у древних мудрецов. И Святая Церковь нам также предлагает, чтобы и мы по истечении каждого дня проверяли, что мы сделали за день, что мы сделали угодного Богу, что сделали полезного себе, что сделали ради блага ближнего. И вот тогда-то мы и позн!аем свою нищету духовную. Позн!аем все свои слабости и немощи, позн!аем, что мы не имеем добродетели, что мы неспособные люди-то. Вот тогда-то у нас и замкнется рот для осуждения и клеветы на ближнего. Так что мы лишь потому являемся строгими судьями для ближних, что себя не знаем, не следим за собой. Точно, точно замечено, что люди, которые тщательно следят за своей нравственностью, своей духовной жизнью, за своими поступками, мыслями, – эти люди всегда снисходительнее бывают к поступкам ближнего. Наоборот, люди легкомысленные, пустые, которые не следят за своей жизнью, бывают самыми строгими судьями, жестокими судьями в отношении других.

Кроме того, надо вообще обратить внимание на обуздание своего языка, на воздержание. Дело в том, что язык, слово – это бесценный дар Божий. И мы должны дорожить им, потому что через слово мы сообщаемся друг с другом. Это величайшее сокровище, которое Бог даровал людям. Через слово мы молимся, обращаемся к Богу, словом мы связываемся друг с другом. Мы получаем наставления, увещания, советы, мы делимся радостью и горем друг с другом, и письменно связываемся с друзьями, которые находятся от нас в отдалении. И если отнять слово у людей, то человеческий род перестанет существовать. Вот такое величайшее значение имеет этот бесценный дар, который дал людям Бог – это слово. Поэтому мы должны себя беречь от болтливости. Дух празднословия не даждь ми, – молимся мы Великим постом.

И, наконец, в заключение мы приведем несколько слов святого Василия Великого о том, когда и почему допускается говорить дурное о ближнем. Это – только в двух случаях. Во-первых, если мы хотим обратить, спасти согрешающего брата и приходим к опытному наставнику за советом, то тогда можем все дурное о брате ему рассказать. И во-вторых, когда мы хотим предостеречь кого-либо от пагубного влияния этого согрешающего брата. Потому что находясь в сообществе с ним и считая его хорошим человеком, другой человек может подпасть под его дурное влияние. В этом случае, чтобы его спасти, можно сказать все дурное об этом брате, на которого он надеется и имеет другом. В остальных случаях, если человек говорит с намерением осудить, очернить, унизить ближнего, пусть это будет и сущая правда, – это уже клевета и осуждение. И человек за это сам подвергается осуждению. Поэтому, дорогие братия и сестры, будем помнить христианское учение: всемерно свой язык воздерживать, не вмешиваться в дела ближних, не касаться их и не пересуживать. Помнить, что у нас своих слабостей, грехов, заблуждений полно. Лучше будем все свое внимание обращать на самих себя, на исправление своих погрешностей. Это будет спасительно и угодно Богу. Будем памятовать слова апостола Павла: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Господь восставить его (Рим.14:4). Будем памятовать слова Спасителя, запишем их на скрижалях своего сердца: Не судите и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Лк.6, 37).

Аминь. И Богу нашему слава!

Наверх