Четырнадцатая неделя по Пятидесятнице. Акафист преподобному Сергию. О долге христианина уподобляться по мере сил своему Небесному Отцу.1959 г.

Четырнадцатая неделя по Пятидесятнице. Акафист преподобному Сергию. О долге христианина уподобляться по мере сил своему Небесному Отцу.1959 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, жизнь святых угодников Божиих для всех человеков, живущих с ними и после них, весьма назидательна, и поучительна, и достойна подражания во всех отношениях. Внимательное, проникнутое верою и благоговением изучение жизни святых угодников Божиих приносит много нравственной пользы для христианина, призванного в своей жизни подражать Отцу Небесному для достижения Царствия Небесного. У угодников Божиих и мысли возвышенны, и сами чувствования с желаниями святы и непорочны, и беседы назидательны, и действия безукоризненны.

Вот, например, из жития преподобного Сергия каждый может найти для себя требуемое утешение и духовное подкрепление. Возлюбив Господа всем своим существом, преподобный Сергий по любви к Отцу Небесному, по пламенному желанию творить угодное Ему, сподобиться высокой чести и славы именоваться чадом Божиим и вкусить радости и благ вечных всегда старался по мере сил своих подражать своему Отцу Небесному и напрягал все свои силы к тому, чтобы в доступной для него степени отразить в себе образ и подобие Божие. И труды ревностного подражателя Богу преподобного Сергия увенчались таким успехом, что он достиг преподобия Богу и Господом через Святую Церковь причислен к лику преподобных. «Радуйся, дивный подражателю совершенства Отца нашего Небесного!» — поет Церковь преподобному Сергию в акафисте.

Подражание Отцу Небесному, уподобление Ему не есть, дорогие братия и сестры, долг только некоторых особенных избранников Божиих и не для них одних только доступно. Нет! Оно безусловно обязательно для всех нас и доступно для каждого из нас. Оно — всеобщий наш долг, потому что оно — цель бытия нашего, указанная нам самим Творцом нашим. Все мы призваны к бытию именно для того, чтобы, в своей жизни уподобляясь Отцу Небесному, отражать в себе Его высочайшие свойства и совершенства и таким образом прославлять Его. Уподобление Богу доступно для всех нас, во-первых, потому, что Премудрый Творец наш не мог указать Своим тварям цель бытия и деятельности их, недостижимую для них, а, во-вторых, и потому, что всем нам дарованы естественные и подаются благодатные силы для подражания. Поэтому безответен будет каждый из нас, если не исполнит в доступной для него мере своего долга — подражать и уподобиться Отцу Небесному. Бог бесконечно совершенен и Сам в Себе, и в Своих отношениях к тварям, в особенности к человеку. И человек, подражающий Богу и старающийся уподобляться Ему, должен быть по мере своих сил совершенным в тех же отношениях. Сам в Себе Бог — свет и источник света. Бог свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя (1 Ин. 1, 5). Он — свет без всякой тьмы по Своему божественному разуму, как всеведущий, познающий все существующее вполне истинно и совершенно до мельчайших подробностей. Он — свет и чистота по Своей божественной воле, как всесвятый, гнушающийся всего нечистого и любящий только святое и чистое. От Него исходит свет разумности, истины, добродетели и святости. Таков по существу Своему Первообраз, Которому все мы должны подражать и уподобляться.

Когда же и как мы можем уподобиться Богу Свету? Богу Свету человек уподобляется тогда, когда он, очистив свой ум от тьмы неведения в заблуждении, просвещает его доступным для него светом знания и истины; очистив сердце и волю от всякой нечистоты греховной, освещает их светом святости и добродетели и потом становится и для других источником света, озаряющим их светом истины и добродетели. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, — говорит Спаситель, — яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф. 4, 16). Так Спаситель требует дел света от сынов света. «Вы были некогда тьма, — говорит апостол Павел ученикам своим, призывая их к подражанию Богу, — а теперь — свет в Господе, поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине... и не участвуйте в бесплодных делах тьмы... А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже и именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам... Напротив, облекитесь в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнув ложь, говорите истину пред ближним своим... Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 5, 8—9; 11, 3—4; 4, 24—25, 29). Словом, подражание, уподобление человека Богу как Отцу светов состоит в освещении и себя и других светом истины и нравственной чистоты.

И каждый из нас, дорогие братия и сестры, может и сам озаряться и других озарять светом истины и добродетели — стоит только восхотеть и постараться о том. На какой бы степени разумного бытия ни стоял человек, какие бы богатые или скудные дары духовные ни получил бы от Господа, какое бы хорошее или дурное употребление ни делал он прежде из них, — он всегда может и должен в известной мере сделаться нравственно светлым по душе. Как бы ни был темен по природе и омрачен заблуждениями его ум, как бы ни была невосприимчива к делам света и омрачена грехами его воля, — он может сделаться сыном света и достигнуть доступной для него степени истинного знания и праведности. В этом может убедить его наблюдение над природой вещественной. Свет истины и добродетели доступен не для одних только избранников Божиих, которые получили от Господа высокие дары духовные и, развивши их при помощи Божией собственными усилиями, сияют, как светила на горизонте нравственного мира, распространяя во все стороны свет истины и добра. Нет, свет истины и добра доступен и для людей темных, и нещедро наделенных природой, и закопавших в землю талант свой. Пусть будет человек наделен умом и волей невосприимчивыми, как камень, пусть он иссушит, как камень, и душу свою нежную и восприимчивую — и тогда он может и должен уподобляться Богу делами света. При постоянном общении со Спасителем нашим будет постоянно озаряться светом истины и добра и душа жестокая и ожесточенная. Господь Иисус Христос Своим божественным словом, Своей силой вызовет из нее добрые начала, кроющиеся в ней, возбудит в ней любовь к истине и святости и мало-помалу сделает человека сыном света. Он бросит человека, если это нужно, в горнило искушений и бедствий и поведет человека по скалам лишений, трудов, гонений, и тяжкие обстоятельства не позволят свету нравственному сокровенно и бездейственно крыться в душе человека, а постоянно будут вызывать из нее добрые и святые мысли, стремления и действия. Пусть будет человек суетен и все дела его суетны — при помощи Божией из такого человека может образоваться священный огонь, на котором сгорит все суетное, греховное, и вознесется к небу огонь любви к Богу, и явится свет и теплота святости. Пусть будет человек наделен душой вялой и холодной, как вода, или сам он сделает ее чрез лень вялой и холодной, способной и в других погашать огонь истины и святости, — и в нем сила Божия может возбудить свет нравственный.

Так всякий из нас может и обязан в своей жизни и деятельности уподобляться Богу Свету, каким бы ни представлялось нам трудным и невозможным это уподобление.

14 (27) сентября 1959 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх