О браке и безбрачии. В пятницу 7-й недели по Пятидесятнице

О браке и безбрачии. В пятницу 7-й недели по Пятидесятнице

Сравнивая брак и безбрачие, Апостол Павел писал Коринфянам, что «выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше». Так же и вдова «блаженнее, если остаётся так, по моему совету». Апостол жалеет христиан, указывая на трудность креста брачной жизни. Он говорит: «если женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти». Причина возможной скорби в том, что соединяются двое, чтобы взаимно обладать друг другом; чтобы жена была во всём послушна мужу, и чтобы муж так относился к жене, как к собственной плоти (Еф. 5:22–29), и это – неразрывно, на всю жизнь! Апостолы, например, ужаснулись, когда услышали, что разводиться можно только по вине любодеяния… С какой тщательностью советует Иоанн Лествичник выбирать духовного руководителя, которому послушник мог бы навсегда и полностью вручить свою волю! – ведь нужен истинный врач, а не такой же больной. А супруги, хотя и соединяются не менее крепкими узами, но ведь не ради скорбей и креста, не ради тесного пути вступили они в брак, а для радостей брачной жизни. А в результате, как часто они превращаются в двух врагов, скованных одной цепью, каждый из которых не ищет, ни как угодить Богу, ни как угодить другому, а только требует угождения себе. Пророк Давид молился: «Пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне» (2Цар. 24:14). А в браке велика опасность впасть именно в руки человеческие. И даже при том, что брак будет заключён «в Господе», то есть, с человеком одной веры, одного жизненного закона, – опасность всё равно велика, потому что мы склонны, совершенно забывая о своих обязанностях, слишком хорошо знать обязанности другой стороны, и деспотически требовать их выполнения, прикрывая свой эгоизм Божественным авторитетом.
Сквозь человека очень трудно пробиться к Богу, и руку Божью гораздо легче увидеть в огне и буре, чем в злобном издевательстве. Но чем выше подвиг, тем славнее венец, и преподобному Антонию однажды было открыто, что при всех его монашеских трудах он ещё не пришёл в меру неких двух женщин, благочестиво живших в браке.
Итак, путь безбрачия Апостол предлагает, как более прямой путь к Богу: «Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но, чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения…»
Но обратим внимание, что Павел не просто рекомендует безбрачие как состояние; он говорит очень конкретно: «Желаю, чтобы все были, как и я», – и потом ещё раз повторяет, говоря о вдовах: «хорошо им оставаться, как и я» (1Кор. 7:7–8). То есть желающим работать Господу он указывает на живой пример. Потом святые отцы говорили: «хочешь научиться страху Божию? – прилепись к человеку, имеющему страх Божий». Монашеское служение всегда считалось великой наукой, «художеством», которому надо учиться, и не просто учиться, но постоянно видеть пример учителя, постоянно жить с ним. А если нет человека, который на пути безбрачия мог бы сказать: «будь, как я», – если наставник, в лучшем случае, имеет только теоретическое знание, которое «надмевает», и не имеет любви, которая одна только способна «назидать», – то не становится ли такой путь ещё более рискованным, чем путь брачной жизни? Ведь в браке, по крайней мере, не стоит вопрос: «что делать?» – надо и друг другу угодить, и детей накормить, и воспитать. И если делать это с молитвой, с терпением, то во тебе и спасение.
Так что будем очень осторожны в выборе жизненного пути, и не стоит уничижать хорошее и определённое ради неопределённого и неведомого, в чём нас некому наставить. Но даже если кто-то и дерзнёт позвать тебя и сказать: «будь, как я», – то надо очень и очень поразмыслить, а действительно ли быть, как он, достойно, спасительно и богоугодно?..

Наверх