Новогоднее приветствие всем православным христианам Пермской епархии на 1916 год

Новогоднее приветствие всем православным христианам Пермской епархии на 1916 год

Второй год встречаем мы под оглушительный шум орудий на поле брани, обильно орошаемом человеческой кровью в братоубийственной войне. Но ныне и большее горе переживаем мы, ибо дерзкий и гордый враг глубоко зашел в пределы нашего дорогого Отечества. И еще большее горе для нас: он поднял на нас и освобожденных нами же наших братьев болгар, – святой русской кровью освобожденных от рабства туркам, но полоненных клятвопреступником немцем – Фердинандом Кобургским.

Тяжко переносить военные беды. Но еще тяжелее перенести это каиново братоубийство и даже матереубийство. Ибо оно попирает самые святые наши народные чувства. Что выше той любви, чтобы положить жизнь свою за друзей своих? И мы бестрепетно полагали в Турецкую войну живот дорогих наших русских воинов. А теперь эти наши друзья на нас подняли свою скверную пяту, которую справедливее назвать бы ослиным копытом. Это уже поругание самой бескорыстной народной нашей братской любви, попрание самой дорогой народной святыни.

Но как благовременно нам именно теперь припомнить в свое назидание и ободрение то, что давно уже было с самим Святым Царем и Пророком Давидом Псалмопевцем. Восстал на него родной сын Авессалом любимый. Давид должен быль бежать от него. А за ним по дороге бежал Семей из рода Саулова и, злорадствуя, сильно злословил Царя Давида, бросая в него камнями и пылью. Когда же возмущенный за позор Царя Авесса, сын Саруин, хотел снести голову с позорившего Семея, то Давид сказал: Оставьте его, пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь?.. Может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие (2Цар. 16, 5–12). Мы знаем, чем воздал Господь кроткому Давиду: Авессалом был убит, и все враги Давида смирились перед ним по милости Божией. Злословие же Семеево так и повисло в воздухе вместе с пылью, им бросавшеюся на Давида.

Вот, братие, повелел Господь врагам и братьям нашим злословить и унижать нас. А Господь справедлив и напрасно беды ни на кого не насылает. Попустил и на нас Бог унижение среди людей за наши грехи перед Ним. Худо жили мы перед Богом до войны. А когда вначале послал Господь успех нашему воинскому оружию, то мы и возгордились, и превознеслись, вместо того, чтобы Бога прославить в нашей немощи и к Нему Единому устремиться от благодарного и трепетного сердца. Теперь же и того хуже пошло на нашей Земле родной. Братья-воины, на короткое время появляющиеся среди нас с поля брани, почти с омерзением наблюдают преступное легкомысленное и развеселое житие одних и унылое нытье от пустой праздности других. Но тут же идет преступное и подлое хищничество, взяточничество других, спешащих нажиться на народной беде, боящихся потерять такой случай для скорого обогащения.

А враг наш злохитрый и опытный во всякой подлости пользуется такой путаницей и сеет среди нас же нелепые слухи и толки даже о мире. И это в то время, когда он разорил своим нашествием нашу землю!

Очевидно, нет у нас того кроткого духа, с которым держал себя Царь Давид, позоримый от раба. Нет бодрой покорности Промыслителю Богу, наказывающему праведно за грехи, но в немощи силой Своей и спасающему за покаяние и смирение. Нет этого, а есть то противоположное, о чем сказано сейчас и что противно Всемилостивому Богу. Вот и продолжается беда наша. Вот и бросает в нас грязью новый раб Семей. Вот и пребывают в терпении многом и в трудах преизлиха наши братья-воины в тяжкую зимнюю пору, не зная ни праздников, ни отдыха, в то время как мы здесь или веселимся, или скучаем и ноем, или сплетнями да пересудами пробавляемся. И как же не гневаться нашим воинам, когда они слышат или видят описанное наше поведение и настроение. И они гневаются на нас, да больше бы бранили нас, чтобы хоть от скуки все легкомысленные, все хищники, все нытики прислушались бы к сильному гневу беззаветных страстотерпцев, за нас всех свою драгоценную кровь проливающих.

Разве не преступление перед нашими героями следующее? В одном театре на какое-то доброе дело по военному времени устраивали патриотический вечер с пением. Теперь ведь, вместо помощи именем Христовым, обычно веселятся: для хромых танцуют, для голодных объедаются. Так оскудел дух любви евангельской. В этот раз в театре были высоко утверждены портреты наших павших героев, память которых должна быть священна для всех. Сначала все шло хорошо, серьезно. Но артистов слушатели начали вызывать на повторение пропетого. Артисты же вместо того начали распевать веселенькие, а потом и плясовые песенки, да пустились и плясать. А слушатели в восторге хохотали да в ладоши хлопали. Это перед портретами павших народных героев. Представьте всякий, что это портреты ваших родных братьев, геройски сложивших свои головы за Родину. Вероятно, вы были бы возмущены таким надругательством над их светлой памятью. Так возмущаться нужно, что во имя павших героев Родины беспечально веселятся люди перед их портретами.

Но довольно. Познаем, братие, то великое дело возрождения нашего Отечества и всего народа Русского, которое совершает Бог военной грозой. «Между нами нет неверующих», – восклицают из холодных и сырых окопов наши герои, прежде здесь тоже уходившие от Бога. Там все наши воины, лицом к лицу перед смертью стоя, ведут себя как истинные подвижники в чистоте, в серьезности, в богомольности. Их жизнь праведная, а кончина павших мученическая – светлая. С ними подвиг великого самоотвержения несет и наш светлый Царь – Государь.

Но то, что там на войне творит Господь среди грохота орудий и смерти, – этого же от нас всех Он ждет и здесь, за спинами наших чудо-богатырей. Обновления, исправления, возрождения к правде и чистоте, к свету и красоте – вот чего ждет от нас Бог. Настал новый год благодати Божией. Да будет он и новым счастьем для нас, да обновляются люди Божии, да распространяют от себя истинный и немерцающий свет Божественный. Да ходят все праведно и свято, как и подобает ходить чадам света, а не тьмы и зла.

Пастыри Церковные! Бодро и неустанно зовите всех к этому обновлению, к этому Свету Незримому в жизни. Раскрывайте всем путь Божественного Промышления, да уразумеют и в грозе военной Многомилостивого Бога, кровавым испытанием зовущего нас к новой лучшей жизни на вечных незыблемых началах веры и добра. Зовите всех в храм Божий, к покаянию, к добродетели и прежде всего к смирению перед Богом и друг перед другом.

Вы же, чада церковные, внимайте голосу своих пастырей. Идите к Богу в смирении кроткого сердца. Оставляйте, как позорящее нас, все, что никто не назовет добром, ведущем к святости и к Богу. Все это и да не именуется среди нас – христиан, искупленных Христом, именем Которого мы и называемся христианами, а не язычниками. И сила Божия в нашей немощи совершится. И новый год и новым счастьем для нас будет. И да будет сие нам от Господа Бога, близкого к нам и в грозе.

Наверх