Неделя по Рождестве Христовом. Акафист преподобному Сергию. О нищете Христовой. О бедности и простоте в житии преподобного Сергия

Неделя по Рождестве Христовом. Акафист преподобному Сергию. О нищете Христовой. О бедности и простоте в житии преподобного Сергия

Дорогие братия и сестры, по милости Божией мы удостоились с вами встретить и праздновать великий и славный христианский праздник, когда совершилась от века предреченная божественная тайна, — Бог явися во плоти и с человеки поживе (Вар. 3, 38). Нет радостнее праздника (после Пасхи) Рождества Христова, в котором излилась в совершенстве благодать и любовь Христова к нам, грешным людям. Сам Владыка и Создатель неба и земли не гнушается Своего создания, оскверненного грехами, сходит на грешную землю, рождается в убогих, бедных яслях и с человеками живет, как последний из всех людей. Почему Господь благоволил родиться в бедности, об этом для взаимного назидания и побеседуем сегодня.

Вы знаете из евангельского повествования, что Господу, обладателю вселенной, не обрелось места в доме, Он родился в пещере, где не люди, а животные пребывали. Родившегося в пещере Господа негде и положить, и вот, седящий со Отцем на престоле, воспеваемый и хвалимый херувимами и серафимами полагается в яслях, которые назначены служить не ложем для людей, а местом для корма животных. Трогательная картина бедности и смирения... Древнее предание утверждает, что в вертепе в это время находились двое животных — вол и осел, которые своим дыханием согревали воздух в пещере, слишком холодный для новорожденного Младенца. При воспоминании этого трогательного события невольно приходят на память слова Псалмопевца Давида: «Господи! Что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещавши его?» (Пс. 8, 6). А Матерь Его, Пресвятая Дева Мария, — кто была Она? Бедная и незнатная Дева, Которая едва ли кому была известна. То же самое представлял и обручник Ее праведный Иосиф — бедный плотник, живший в самом презренном городе Назарете, которого едва ли кто знал, кроме жителей того города. А первые поклонники? Это простые, неученые, бедные люди, пастыри вифлеемские.

Неужели Царь неба и земли, Повелитель миров не мог избрать Себе и Матери знаменитой, и попечителя богатого, поклонников почтенных и именитых, и жилища самого светлого и роскошного? Мог все это избрать, но не избрал. Почему же? Не избрал Господь Спаситель наш ничего того, что люди считают великим и знатным потому, что это великое и знатное человеческое недостойно его Божеского величия. Истинное величие и достоинство в очах Божиих состоит не в наружном блеске и красоте, не в обладании земными сокровищами, не в знаменитом роде, не во властвовании над другими, а в смирении духа, в чистоте и простоте сердечной, в стремлении к божественному, вечному, небесному. Тогда велик человек, когда умеет возвышаться над всеми привязанностями мирскими, когда умеет владеть собою, быть победителем страстей. Тот велик, кто, забывая себя, с любовью и самоотвержением служит другим, поставляя в этом смысл и цель своей жизни. Вот почему Господь отверг все, что понимается в мире великим и славным, чтобы тем самым и нас научить не обращать внимания на внешнюю красоту и изящество и ценить людей не по наружности, не по одежде, не по знатности и чину, а по внутренним качествам души, по совершенствам ума и воли.

Другая причина, почему Господь родился в бедности, была в том, чтобы показать нам пример терпения и довольства малым. В жизни всегда больше несчастных, чем счастливых, больше бедных, чем богатых. Как трудно переносить бедность — об этом знают люди, изведавшие это испытание. Как же несчастному трудно свыкнуться со своим положением при виде счастливо живущих! Но теперь Сам Господь Спаситель разделяет с бедными их участь, и великое они получат утешение, когда воззрят на Спасителя, лежащего в яслях и повитого простыми, бедными пеленами. Ты беден, а Спаситель беднее тебя, и Он обнищал, будучи богатым — обладателем неба и земли. Он, как Бог, мог бы возобладать всем, но предпочел не иметь ничего. Тебе ли грешному роптать, когда терпел такую же участь Безгрешный? Он терпел для тебя, а ты потерпи для Него — из любви и преданности, из подражания Ему. И, напротив, великое было бы для них горе, если бы Спаситель, их Учитель, не испытал бедности, а жил в роскоши, богатстве, — тогда не у кого было бы найти утешения и прибежища и не у кого бы было взять примеров терпения. Вот какое великое утешение и подкрепление могут получить бедные в примере Спасителя.

Кроме этих причин бедности рождения Спасителя, есть еще одна причина, которую также необходимо вспомнить. Вспомним, для чего Господь идет на землю. Он идет не блаженствовать на земле, а страдать за нас всю жизнь, до самой смерти, для утоления праведного гнева Божия. Он идет страданиями и смертью спасти нас: так суждено было в предвечном совете Божием. И вот этими-то страданиями и начинается Его жизнь на земле. Он только рождается — и уже страдает, страдает от бедности, от убожества, от того, что негде было и положить Его. Еще более будет понятна нам эта причина, если мы вспомним, за что человек лишился блаженства. Он пал за гордость — возжелал быть равным Богу. И вот возвращение этого блаженства должно было совершиться через самое глубокое смирение, путем самоуничижения. Гордость лишила человека любви Божией, а смирение должно возвратить эту любовь.

Итак, всю эту бедность, все это уничижение, которое терпит теперь Господь, Он терпит для нас с вами, грешных. Восчувствуем эту любовь и в благодарность Спасителю будем стараться подражать Ему, ныне так глубоко смирившемуся. Путем бедности шел к славе Спаситель, этим же путем шли и идут все избранники Божии. Этим же путем шел и прославленный Богом, ублажаемый нами преподобный и богоносный наш авва Сергий. Все праведники Божии были напоены одним Духом Христовым, а потому и в своей скромной простой жизни подражали во всем Спасителю своему. В наше время, когда дух христианской простоты оскудевает, а вместо этого появляется стремление ко внешней красоте, тщеславию и блеску, пристрастие к земным вещам — одежде, обуви, головным уборам, небесполезно для нас, христиан, привести на память простоту жизни преподобного Сергия.

Жизнеописатели преподобного Сергия повествуют, что во все время никогда новая одежда не восходила на тело его. Даже тогда, когда обитель Сергиева изобиловала всем потребным, преподобный Сергий никогда не одевался в красивые или мягкие одежды, помня евангельское слово, что носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских (Мф. 11, 8). Вместо дорогих сукон он носил сермяжную одежду из простой овечьей шерсти, да притом еще ветхую, которую, как негодную, другие отказывались носить. Большей частью такая одежда и сшита бывала его святыми руками и отличалась от одежды его сподвижников разве тем, что вся была покрыта заплатами и, как выражается святитель Платон, «вместо дорогих камней обильно украшалась каплями его пота». Эта одежда была у него одна и та же и летом, и зимою: за рай, который мы потеряли, надобно теперь отложить одежды теплые; за грех мы некогда покрыты были одеждою, потерпим же теперь лишение одежды, чтобы потом облечься в нетленные ризы; будем изнурять плоть, чтобы получить нетленные венцы от Христа Бога.

Так думал, так учил, так и сам поступал смиренный игумен Сергий. Поэтому нередко случалось, что люди, которые привыкли ценить человека по одежде, увидев его, не хотели верить, что это был знаменитый Сергий, а принимали его за какого-нибудь странника или за самого последнего из насельников его обители. Не стыдились в его обители вместо восковых свечей зажигать березовую или сосновую лучину и писать книги не на пергаменте, а на простой бересте. Такая была бедность и простота в обители преподобного Сергия. А в наше время, дорогие, эта простота постепенно утрачивается, наши нравы постепенно заражаются вкусом века сего. Мы забываем нищету Христову, а стремимся к красивым, подчас дорогостоящим одеждам, забывая, что одежда дана человеку от Бога для прикрытия наготы после грехопадения. Доколе не согрешили наши прародители Адам и Ева, дотоле они не имели нужды в одежде, потому что не видели своей наготы, а когда согрешили, то увидели наготу свою и стали стыдиться, а поэтому и стали искать, чем бы прикрыть свою наготу. И Бог, милосердуя о них, сделал для них ризы кожаны, и облече их (Быт. 3, 21).

Отсюда видно, как худо делают те люди, которые ищут украшения в одеждах и делают одежды не ради прикрытия наготы и согревания тела, но ради украшения и щегольства. Все животные как созданы от Бога, так и живут доныне, не нуждаются в прикрытии, довольствуясь естественным одеянием. Только человек лишился сего за грех, заимствуя для своей одежды кожу животных. И вместо того, чтобы эта одежда подавала бы человеку, бедному, скудному, нагому, повод к смирению, человек еще начинает этой одеждой гордиться, тщеславиться на погибель своей души.

Дорогие братия и сестры, будем помнить нищету Христову, Его убогие ясли и простые пелены, которыми Он был повит, и будем научаться этим примером в своей жизни. Бедные пусть не ропщут на свою бедность. Бедность — это самый удобный путь к небу. В бедности не завидуй богатым, не домогайся всякими средствами богатства, его не искал Спаситель, не велел и нам искать. Будь доволен тем положением, в какое ты поставлен промыслом Божиим. Богатый же пусть не поставляет в богатстве свое счастие: если не будет при этом приобретено смирение и бесстрастие, нельзя войти в Царствие Небесное. Спаситель, лежа в бедных яслях, проявил тем смирение и любовь. Вот эти-то две главные добродетели и нам надо потщиться стяжать: смирение и любовь. За смирение Господь вознесет, а за любовь к Нему и ближним возлюбит, чего да сподобит нас Родившийся Спаситель, Которому всегда честь и слава, во веки. Аминь.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх