Неделя о Страшном Суде. (...Дорогие братия и сестры, и малая милостыня может способствовать нашему спасению)

Неделя о Страшном Суде. (...Дорогие братия и сестры, и малая милостыня может способствовать нашему спасению)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные Богом братия и сестры!

Живя здесь, на земле, мы под влиянием нашей чувственности и разных влечений, среди суеты и житейских попечений очень редко думаем о своей участи в загробной жизни. Каждый человек, являясь венцом творения Божия, своею бессмертною душою поставлен Богом на рубеже неба и земли: одной половиной своего существа он принадлежит земле, а другою половиною принадлежит небу, которое неудержимо влечет его за пределы земного бытия. Тем не менее, озабоченные временными земными благами, пристрастиями и попечениями, мы редко переносимся мыслью к предстоящей нам вечности. Мы обыкновенно располагаем свою жизнь так, как будто за пределами ее должно все кончиться для нас. Оттого чувственность, плотская суетная жизнь разливается среди нас широкою рекою — до забвения и неверия в будущую загробную жизнь. Приближается время Великого поста. Святая Церковь, заботясь о нашем спасении и желая предотвратить нас от увлечения грехом и побудить нас к жизни святой и богоугодной, в нынешнее воскресенье предложила нашему вниманию евангельское чтение, в котором содержится сказание о Страшном Суде Божием.

Евангелист Матфей повествует: «[Сказал Господь:] Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ : Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? ...странником, и приняли Тебя? или нагим, и одели Тебя? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? Тогда Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы это сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и вы не пришли ко Мне. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: ...так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 31-46).

Возлюбленные братия и сестры, Господь наш Иисус Христос, сходивший в первый раз на землю, чтобы спасти человеческий род от греха и вечных мучений, и вознесшийся от нас на небо, приидет во второй раз к нам, чтобы совершить суд над всеми жившими и живущими по всей вселенной. Если в первый раз Господь приходил в образе смиренного, уничиженного раба, то во второй раз Он явится во всей Своей божественной славе и величии, пред Ним все вострепещет и придет в смятение. Тогда земля восколеблется и скроется, солнце померкнет и луна не даст света своего. И силы небесные придут в смятение.

Дорогие братия и сестры, если мы принимаем все меры предосторожности и страшимся, когда нам предстоит суд земной, то тем более должен нас озабочивать Суд Христов, на котором решится вечная участь каждого из нас. Этот Суд будет страшен, потому что Судия на нем будет всеведущий нелицеприятный Бог, Который проникает в глубину духа человеческого и пред Которым не скроется никакое содеянное нами дело, и никакое слово, и никакая тайная мысль и чувство не ускользнут от Него.

Ныне не только другие люди, но и мы сами не знаем хорошо своего внутреннего состояния. Самолюбие наше скрывает многое от собственной нашей совести; непрестанное волнение мыслей и чувств, желаний и стремлений сердечных, забот житейских не дает нам ясно видеть, чем же являемся пред Богом — чадами света или тьмы? Спасающиеся мы или погибающие? Теперь все прошедшее, сокрываясь из глаз, изглаждается постепенно из нашей памяти, является как бы не сущим. День Суда Божия обнаружит все это в ясном свете — все содеянное нами оживет в нашей совести, прошедшее соделается настоящим, сокровенное — явным, неведомое и несознаваемое нами все предстанет пред очами нашими. Нам предстанет полная картина нашей жизни, внешней и внутренней, от младенческих пелен до последнего смертного вздоха. И все, в чем мы ни согрешили — умом ли своим, допуская лукавые мысли, или сердцем, услаждаясь нечистыми вожделениями, или языком, допуская пустословие и празднословие, или согрешили делом, от заблуждений детства до прихотей старости, — все будет тогда выставлено на позор пред лицом всех ангелов и людей. Если мы здесь, на земле, будучи иногда обличаемы в каком-либо преступлении в присутствии друга или близких нам людей, стыдимся, а иногда даже и не хотим сознаться в проступке, чтобы не навлечь на себя стыда, то какой стыд обымет нас, когда мы предстанем со своими грехами пред ликами святых ангелов, и святых угодников Божиих, и всех людей! Будем тогда в великом смятении и страхе в ожидании последнего приговора. И скажет тогда Царь сущим одесную: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира...» Тогда ренет и сущим ошуюю Его: «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его...» И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 34, 41, 46). Вот заключение всемирной истории человечества, которая предстанет на свет, на позорище, от начала мира до последних дней. Вот предел и конец, к которому идет и придет весь настоящий мир, для которого он сохранялся и сохраняется всемогущею Творческою силою. Вот разрешение великого вопроса об участи человеческого рода и собственной участи каждого человека на всю вечность.

Возлюбленные братия и сестры, может быть, некоторые из нас могут подумать, что Евангелие Христово только угрожает судом и казнью, на самом же деле Бог, по Своему человеколюбию, не допустит вечных страшных мук для людей. Но пусть такие люди не обольщают себя этими мыслями, не поддаются внушениям диавольским — ведь диавол радуется, когда видит, что мы не ограждены страхом пред будущим судом Божиим и проводим жизнь в нерадении и беспечности. Это дух злобы внушает нам такое бесстрашие и радуется, видя, что мы живем бесстрашно, не исправляем своей жизни и сами на себя навлекаем вечные мучения. Бог человеколюбив, но Бог и правосуден и свят, и не попустит пребывать беззаконию, неправде и нечестию.

Что Бог предопределил, то все сбудется. Посмотрите на прошедшую уже историю — и вы увидите Божие правосудие, определение и исполнение. Угрожал Господь первому, допотопному человеческому роду истреблением, если они не исправят своей развращенной жизни, — и остались ли неисполненными Его слова, когда Он навел потоп на мир нечестивых, оставив лишь только одного праведного Ноя с семейством? Не истребил ли Господь города Содом и Гоморру, превратив их в пепел, — в пример будущего истребления огнем грешников? Вспомните потопление в водах Чермного моря войска фараонова, истребление шестисот тысяч непокорных израильтян в пустыне, предание бездне и мучению согрешивших ангелов... Возвещал Спаситель отвергнувшему Его иудейскому народу страшные бедствия и столице их разрушение — и в точности исполнились эти предречения. Кому из нас не известны ежедневно испытываемые нами за беззакония наши бедствия и скорби? И не подвергаемся ли мы в своей жизни за свои беззакония болезням, всяким недугам и нуждам? И вот придет время — и все возвещенное о Страшном Суде и вечных мучениях исполнится без всякого изменения и отступления, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово (Лк. 1, 37).

Возлюбленные братия и сестры, в прочитанном сегодня Евангелии вы, вероятно, обратили внимание на Суд Божий: в нем как будто забываются все другие дела человеческие и исключительное внимание обращается только на дела милосердия. Люди, которые в своей земной жизни совершали дела милосердия по отношению к ближним: алчущего напитали, жаждущего напоили, нагого одели, больного и заключенного в темнице посетили, — именно эти люди удостаиваются вечного блаженства, а все те, кои не совершали дел милосердия, осуждаются на вечное мучение в огне вечном. Это совершенно естественно и справедливо. Действительно, если мы подвергнем нравственному исследованию и нравственной оценке дела милосердия, то, несомненно, придем к убеждению, что в сущности эти дела составляют, так сказать, расцвет и плод нравственной жизни человека. Они — добрый плод того самоотвержения и той любви, которые, по учению христианскому, должны составлять корень нравственной жизни и деятельности христианина. Когда человек совершает дела милосердия, то он самим делом более или менее отвергается себя самого, отрекается от своего самолюбия ради ближнего, приносит большую или меньшую жертву любви в пользу ближнего и совершает более или менее возвышенный нравственный подвиг — одерживает победу над самим собою. Свойственное грешной человеческой природе самолюбие обыкновенно побуждает человека иметь в виду только себя самого, свои выгоды, и влечет человека к делам неправды, немилосердия, жестокости, к хищению и вообще ко всему преступному. Победа же над самолюбием, одерживаемая самоотвержением и любовью к Богу и к ближним, проявляется делами милосердия, так что истинно милосердный есть вместе и истинно добрый и нравственный человек.

Ни одна добродетель не ценится так, как милосердие. Господу приятно, когда наше сердце бывает отзывчиво на нужды бедных и убогих людей, когда мы сострадательны ко всякому чужому горю и скорби. «Милости хочу, а не жертвы», — говорил Господь гордым фарисеям (Мф. 9, 13). Блажени милостивии, яко тии помилованы будут (Мф. 5, 7). Все Священное Писание полно учения о стяжании добродетели милосердия и любви. Поэтому, пока есть время, будем творить дела милосердия. Образы его весьма различны — кто чем может, ибо и за чашу студеной воды, поданной во имя Христово, человек не лишится милости Божией.

Дорогие братия и сестры, и малая милостыня может способствовать нашему спасению. В житии одного святого приводится такое сказание. Жил мытарь Петр, который не только не миловал нищих, но и уши свои затыкал от вопля их. Однажды нищий усердно просил у Петра хлеба. Не найдя камня, Петр схватил хлеб и с гневом бросил его в лицо нищему. Через два дня Петр был болен, при смерти. Сновидение ему было такое: происходил суд, его дела клали на чаши весов. Нечистые духи принесли злые дела и положили их на одну чашу весов. Благообразные мужи были в затруднении, не находя ничего доброго, чтобы противостоять тяжести злых дел. Наконец один из них сказал: «Мы имеем только один хлеб, данный мытарем Христу, хотя невольно». Кладут хлеб на чашу весов, и он перетягивает чашу со злыми делами. «Иди, убогий Петр, и приложи к этому хлебу, чтобы не взяли тебя темнообразные мурины и не ввели в муку вечную», — сказали ангелы. Уразумел Петр, что с ним было неложное видение. «Если один хлеб, который я бросил в лицо нищему, помог мне так, что бесы не взяли меня, то тем более многая милостыня, с кротостью и смирением творимая, помогает людям», — сказал мытарь. И впоследствии этот мытарь через свою благотворительность нищим сподобился стяжать милости от Бога и быть причисленным к святым угодникам Божиим...

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. С. 457-462.

Наверх