Наказание – путь к исправлению (Речь за всенощным бдением 200 нижним чинам, сказанная отбывающим наказание за вооружённое восстание, побеги и другие преступления в казарме Красноярской дисциплинарной команды, 20 апреля 1908 года.)

Наказание – путь к исправлению (Речь за всенощным бдением 200 нижним чинам, сказанная отбывающим наказание за вооружённое восстание, побеги и другие преступления в казарме Красноярской дисциплинарной команды, 20 апреля 1908 года.)

Христос воскресе!

Дорогие братья! Вы видели, конечно, как светит солнце в долгие летние дни. Вот, с утра и до вечера льёт оно с высоты свои лучи на землю, и лучи эти падают во все уголки, во все самые укромные места, не различая, какое место достойно, и какое недостойно солнца. И проходя места по людскому понятию, смрадные и нечистые, луч солнца всё тот же, всё светлый и яркий, не теряет силы, не унижен, не оскверняется. Только туда не заглянет солнышко, где для его лучей сделаны преграды, где как бы намеренно хотят и стараются, чтобы не видеть никогда его яркого света и его живительного тепла. Зато в таких местах – всё мертво и убого: нет там живой, сочной и яркой зелени, не вырастут никогда никакие плоды; там сыро и нездорово, там всё живое обречено на верную медленную смерть.

И Божья благодать, возлюбленные, – то же солнце. Не день, а всю вечность оно греет и освещает, – но не этот лишь видимый мир природы, а, главным образом, мир духовный в человеке и в разумно-нравственных тварях. Только не отходи от неё сам, только не отградись от неё намеренно и с упорной враждой: и она пройдёт к тебе в душу, осветит в ней всякую тьму, очистит всякую нечистоту, а сама пребудет всё той же и святой, и светлой. Она, Божья благодать и милость, поднимет в душе всё живое, оживит в ней всё замирающее и гибнущее.

Вот почему и сюда, в это грустное место заключения и наказания, приходит святая Церковь, проповедница и носительница Божьей благодати. Приходит так же, как и в дома веселья и счастья, как и к людям, свободным и живущим в приволье, приходит к тем, которые по суду человеческому порочны, так же, как и к тем, кого почитают добродетельными, – приходит, и вам возглашает: Христос воскресе! И, несомненно, на этот привет отзовётся и ваше сердце. И, несомненно, в каждом сердце это слово пробудит отрадные чувства.

Есть древнее благочестивое сказание. В Киевской Свято-Печерской лавре был святой жизни инок. Будучи в сане диакона, в светлый день Пасхи окаждал он храм и множество молящегося народа, на пути всех приветствующе радостными пасхальными словом: «Христос воскресе»; зашёл он в пещеры, где покоились вечным сном умершие, где возлежали мощи многих святых угодников, святостью в лавре просиявших. И тут, встав со свечой и кадильницей, он возгласил: «Христос воскресе»! И чудо совершилось: умершие вдруг ему ответили: «Воистину воскресе»!

Вот вам, возлюбленные, образ вечной жизни в Боге и вечного в нём оживления и обновления! Христос воскрес и этим показал, что добро в нём навеки восторжествовало над злом. Христос воскрес и этим доказал, что живы и действенны Его святые заповеди, Его обетование о том, что Он нас не оставит сирыми, что Он пошлёт нам помощь всегда и во всём, что Он даровал и вечно дарует нам прощение грехов, что кающегося Он принимает и спасает, что грешника Он очищает и вводит в светлые чертоги святых, что Он с нами до скончания века.

Христос воскрес, – и сколько потом за Ним и чрез Него воскресло духовных мертвецов! Сколько мытарей, блудников и блудниц, разбойников и грабителей, сколько людей, которых люди считали презренными, отверженными и погибшими, недостойными человеческой жизни и человеческого общества, – сколько таких людей очистились духом, воспрянули к жизни и благочестию, и из глубочайшего падения до самой бездны порока возвышались до подвигов, доступных только великой святости: из блудниц и величайших грешниц делались равноангельными подвижницами, из обитателей тюрем делались обитателями небесных селений и общниками святых, из убийц, разбойников и бунтовщиков делались самыми бескорыстными и самоотверженными слугами ближних, самыми дорогими членами общества и государства.

Вот апостолы Павел и Сила за проповедание веры брошены в тюрьму, забиты в колодки. Кругом них заключены рабы, убийцы, преступники; слышны ругательства и проклятия, злоба и ненависть являются как бы деланием всей тюрьмы. В полночь молятся Павел и Сила; они поют Богу священные песни; в немом изумлении и невольном благоговении слушают их все заключённые; и вдруг свет небесный озаряет тюремную тьму, и у всех узников спадают оковы. Что же, все бегут из заключения, все оставляют тюрьму? Так именно и подумал страж тюремный и, полагая, что узники его бежали, ожидая неизбежной для себя смертной казни за то, что не устерёг заключённых, он решается покончить с собой самоубийством. Но он ошибся. Узники все на месте; они слушают слово Павлова благовестия о Христе, – и они уж теперь не узники по духу, они по духу свободны, они возродились к жизни, к покаянию, благочестию, они познали путь спасения. Теперь они и в тюрьме, и на свободе, и где бы ни были, одинаково ревностно будут исполнять закон Христов, закон веры и молитвы, закон любви и смирения, закон кротости и покорности, закон угождения Богу. Теперь они останутся в тюрьме, чтобы исполнить наказание, положенное на них законной земной властью. Они не убегут, хотя имеют к тому полную возможность, – но выйдя из своего заключения, они уже будут не тьмой для жизни, не совершителями преступлений, нет, – это будут убеждённые проповедники Христа в слове и жизни и, значит, носители света, это будут убеждённые исполнители Христовых заповедей. Слушают они слово апостольское. Видит это и темничный страж, слышит от апостола удостоверение, что все узники здесь налицо, никто не убежал... И сам темничный страж вместе с узниками слушает слово благовестия, и верует во Христа; и он теперь уже брат по вере этим заключённым. Пусть они останутся и впредь до времени в том же прежнем положении: один – страж и хранитель тюрьмы, другие – заключённые и отбывающее наказание. Таков приговор суда, таков закон и таково ве́дение земной власти, по воле и повелению Божию уставленной для сохранения на земле порядка и мира: но они по духу все друг другу братья, и между ними уже теперь должны и будут царить не прежняя подозрительность, злоба и ненависть, а взаимное расположение, доверие, любовь.

Пусть же, возлюбленные мои, и наше слово: Христос воскресе, и наша эта молитва, и наше это посещение, и наше поучительное слово, – пусть всё это озарит вас духовным светом, и внесёт сюда, в это место заключения, между всеми вами мир и любовь. Пусть Божья благодать коснётся ваших душ. Пусть загорится святой огонь в тех из вас, кто совершил тяжкие преступления. Пусть заблистает надежда на Божье всепрощение. Пусть окрылит вас уверенность в возможности полного исправления и чистой добродетельной жизни. Пусть приговор власти и это заключение здесь вызывают в вас не злобу, не проклятия и ненависть, а терпеливое и вдумчивое перенесение положенного взыскания. Пусть не безумное и нечестивое отрицание власти, не бунт против неё, не мысль о побеге, не мысль о насильственном освобождении занимают ваши помыслы, а покорность власти земной, которая судит по праву, данному ей от Бога, и, главнее всего, – желание использовать для себя духовно это наказание, как воспитание души, как путь смирения, как средство исправления, – вот что пусть заполняет ваши помыслы и намерения.

Освобождение к вам придёт. Срок наказания кончится. Вы возвратитесь к службе и жизни семейной, общественной. Но возвратиться можете или только для виду и безрезультатно для себя, отбывши наказание, или озлобившимися и негодными для жизни, или же, напротив, готовыми к новой и доброй жизни, к полезной работе на благо ближних. Всё это зависит от того, как вы перенесёте здешнее пребывание. Переносит наказание и животное; но переносит с тупой, принижающей покорностью, или с дикой, неразумной злобой. Но можно и до́лжно переносить наказание человеку именно достойно человека, достойно разумного и нравственного существа, по слову и примеру древнего Иова: «блажен человек, его же обличит Господь, и наказания Вседержителева не отвращайся»... (Иов. 5:17).

Помните, возлюбленные, что, по слову апостола, и Бог есть Бог терпения (Рим. 15:5), и посему верные Богу должны усовершаться в терпении (1Тим. 6:11) и заслужить чрез терпение похвалу (2Кор. 6:4); помните, что любовь соделывает терпение, терпение же – опытность, опытность же – надежду, а надежда не посрамит (Рим. 5:3-5). В терпении вашем стяжите души ваши! Так заповедует Спаситель (Мф. 24:13). Это значит, что всякое страдание, перенесённое терпеливо и вдумчиво, есть бездонный вклад в душевный капитал, в душевную сокровищницу, – вклад, который избавит человека от оскудения духа и сделает его плодоносным в жизни.

Дай же вам Господь обрести любовь и терпение, терпение и совершенство, терпение и надежду, – обрести и сохранить навеки это духовное сокровище и выйти отсюда на бодрую службу Богу и ближним чистыми и честными работниками в жизни.

Да будет с вами Божие благословение! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх