На престольный праздник Боголюбской иконы Божией Матери. 1.07.2013 г.

На престольный праздник Боголюбской иконы Божией Матери. 1.07.2013 г.

Это не нарочно так получается, но из Евангелия постоянно следует, что Сам Христос несмотря на то, что в этом мире «Им же вся быша», Он привнёс в этот мир нечто противоположное самому устройству человеческого организма. В чём же тут дело? А дело в грехе. Это грех так перестроил жизнь человека, что эта жизнь стала противоположна замыслу Божию. И вот, в первом Евангелии, которое мы читали ради иконы Боголюбской, которую мы сегодня чествуем всею Церковью, говорится о том, что Марфа хлопотала по дому, а Мария сидела у ног Христа Спасителя и видимо ничего не делала. С точки зрения обычного человека укор Марфы по отношению к Марии и призвание на помощь Христа Господа вполне справедлив: «Скажи ей, что она ничего не делает, мне не помогает». А Христос пришёл не для того, чтобы в каждом доме было чисто, подметено, чтобы хорошо принимали гостей, чтобы были отглаженные скатерти. Совсем не для этого. Хотя ничего плохого в том, что в доме порядок и скатерти белые, нет. Просто не это главное. Но грех, к сожалению, ставит в сознании и сердце человека внешнее на первое место, а внутреннее – на последнее. И вот это есть серьёзнейшее искажение. Потому что для Бога важней как раз наше внутреннее, поэтому Он сказал однажды: «Очистите внутренние скляницы вашей души» (Мф. 23, 26). И говорил тем людям, которые жили такими мирскими представлениями: «Вы как гробы окрашенные» (Мф. 23, 27). У нас гробы обивают ситчиком, полиэтиленовые цветочки к ним прибивают, а в Древнем Израиле гробы красили извёсткой, потому что хоронили не в деревянных гробах. Дерева не так-то много в Палестине, очень дорогой материал. Вырубали в камне такие пещеры, приваливали камнем и красили извёсткой. Во-первых, известь имеет антисептические свойства, а во-вторых, уже возникла определённая эстетика. Поэтому говорит: «Как гробы окрашенные». Да, гроб окрашенный, всё чистенькое, беленькое… А внутри что? А внутри тухлое гниющее мясо. Вот для Бога важнее, что у нас внутри. Наша душа гниёт и воняет или, например, цветёт и излучает всякие ароматы духовной жизни. И существует это постоянное столкновение между миром с его мирским отношением и Богом.

Во втором Евангелии мы читали о том, что придёт такое время, когда каждый, кто вас убивает, будет думать, что он службу творит Богу (Ин. 16, 2). Вот вчера я помянул, как в Сирии, в Дамаске, убили одного епископа. И среди этих людей, которые убивали, вокруг было множество криков: «Аллах акбар!» Причём мы даже слышали русскую речь, потому что много в Сирию приехало ребят пострелять из Северного Кавказа. Настолько хочется поубивать, что едут за тридевять земель… А может, им и деньги дают, я не знаю. Но сам факт. И вот, они кричат: «Бог велик!» по-арабски. Но неужели Богу угодно, чтобы человеку живому отрезали голову?! Но это ещё ладно. Снимают на мобильные телефоны и выкладывают в Интернет. Что должно случиться с человеком, который смотрит на убийство другого человека и не только наслаждается этим, но и желает к этому наслаждению подключить других людей..?

Вот сейчас, например, прекрасная выставка Тициана в Музее изящных искусств. Всем советую сходить. Правда, очереди, говорят, большие. Но, может, по такой жаре и не будет большой очереди. И всегда, когда какая-нибудь такая выставка бывает, всегда хочется обязательно пойти с кем-то, чтобы поделиться впечатлением от этой потрясающей красоты. Потому что если взять за всю историю искусств всех художников, которые только существуют, Тициан в первую десятку войдёт. Это потрясающий гений. И даже тот, кто впервые Тициана увидит и вроде бы ничего не поймёт, но если этому человеку просто постоять посмотреть, всё равно в его душе будет некий отпечаток и эталон, от которого в дальнейшем можно будет отталкиваться…

Тициан, красота… А для других людей – другая эстетика. Человеку, как барану, отрезают голову только за то, что он христианин. Только в одном этом удовольствие. Это о чём говорит? Что человек озверел. Он из человека превратился в зверя. Потому что Адам в раю таким не был. Люди стали таковыми уже после грехопадения. Сын Адама, который согрешил, убил своего родного брата. Каин убил Авеля. Из зависти.

И вот, Христос пришёл в мир, который, понятно, Он может победить одним Своим словом, подключить любую стихию. Может, как при Ное, потопом всю эту человеческую мерзость утопить. Нет, Он пришёл, как кроткий Агнец, чтобы дать пример любви и кротости и показать… Что же показать? А Он это показал, говоря о Марии. Мария избрала благую часть (Лк. 10, 42). А благая часть – это слушать своего Господа, внимать Его словам неотрывно. И вот это главное в жизни. И следовать по тому пути, о котором Он и говорит. То есть каждый человек стоит перед выбором. Каждый. Что для тебя лучше: умирать за Христа или отрезать людям головы? Человек, каким ты хочешь быть: ты хочешь быть как Ангел или ты хочешь быть зверем? Каждый человек выбирает себе участь. Для того чтобы с этим столкнуться, не обязательно ехать в Дамаск. Да это в каждом доме так бывает. Кто-то из домашних что-то говорит. Я могу с ним поступить как зверь: могу зарычать, могу назвать каким-то похабным словом, могу стукнуть дверью, могу рассердиться и, если возможность позволяет, то и загрызть. А могу – нет: могу с кротостью, могу с любовью, могу постараться сделать так, чтобы человек успокоился, чтобы он не нервничал. Ну как ребёнок, он заорал не вовремя – можно встать: «Сколько раз тебе можно говорить?! Сейчас я тебе дам!», можно так. А можно взять на ручки, прижать, погладить, пожалеть, поцеловать, отвлечь чем-то. Всегда можно действовать по-разному. Можно действовать как зверь, а можно действовать как Ангел. И вот, Христос хочет, чтобы мы были таковыми, каким является Он Сам. И чтобы Его речь была не напрасна, Он всей Своей жизнью это подтвердил. Он не спорил на суде, Он не просил о пощаде, Он принял вот эту абсолютно несправедливую по отношению к Нему казнь. Претерпел страшные страдания и боль. И нравственную, и физическую. Всё это принял, дав пример.

И не только Он. Очень многие люди вслед за Ним пошли этим же путём. Сначала апостолы. Они повторили тот подвиг, который совершил Христос, и тем утвердили, что не только Сын Божий может поступать как Ангел. Любой смертный человек, простой рыбак может пойти и умереть за Христа.

Также мы сегодня празднуем память священномученика Василия, который был абсолютно обыкновенный человек. Вот ничего необыкновенного в нём не было, кроме того, что он был мужчина очень красивый. И в молодом возрасте, ещё отроком, остался сиротой. И хотя мы тогда 100 лет назад жили в более или менее христианской стране, но сироте выбиться в люди было очень трудно. И он, тем не менее, очень хорошо учился, и закончил семинарию, стал настоятелем очень большого храма. Не сразу. Очень долго, сначала, будучи псаломщиком, потом священником, он был законоучителем, ему приходилось очень много подрабатывать, на нескольких поприщах трудиться. Потом храм закрыли, он перешёл в другой храм. Потом и тот закрыли. Он вынужден был уехать в храм Знаменский Московской области, села Знаменское. Этот храм сейчас тоже восстановлен. Там служил тихо. Для чего? Чтобы не повредить своим детям. Потому что дети священников были поражены в правах, им нельзя было пойти в высшее учебное заведение или устроиться на государственную работу. Очень было сложно. Он жил тихо и на рожон совершенно не лез. Не говорил, что «вы, большевики проклятые, скоро вы сгниёте все», но, тем не менее, свои надежды и чаяния выражал в частных беседах. Ну и нашлись, конечно, люди, которые сообщили, куда в те времена люди сообщали. Его быстренько арестовали, предъявили обвинение, и через два месяца он уже был расстрелянный. Хотя было 68 лет человеку, какую он опасность представлял? И сейчас-то это уже пенсионер со стажем, а в те времена тем более люди старели гораздо раньше в силу того, что жизнь была гораздо труднее. И в чём его подвиг состоит? А в том, что он просто остался человеком. Остался при своём служении. Потому что если бы он бы отказался от служения Церкви, отказался от священного сана, мог бы где-нибудь тогда работать. Таких людей, грамотных, на работу брали. Потому что семинария давала блестящее образование. И не только по богословским предметам, как сейчас. Там люди учились и математике, и астрономии… Очень многих священников из тех, которые оставили свою службу, или в лагере концентрационном, когда не сразу убивали, а сначала в лагерь отправляли (кто сел пораньше, в середине 30-х годов), обычно ставили либо в каптёрку (потому что священники не воровали), либо бухгалтерами в лагере. Они там весь срок считали… Мог бы. Но не стал. Предпочёл участь всех тех сотен тысяч священников и монахов, которые скромно, тихо пошли на смерть. С кротостью. Ради Христа. Остались людьми. Приняты у Господа. Прославлены Церковью.

И перед каждым из нас тоже выбор такой стоит. Кем мы будем в нашей жизни, как мы будем относиться к своему долгу? Какую наследуем участь? Что ждёт нашу душу после смерти, и что о нас будут думать, и что будут вспоминать наши потомки?

Спаси всех Господи!


Наверх