На Праздник Сретения Господня. Сретение – это праздник встречи Бога с человеком.

На Праздник Сретения Господня. Сретение – это праздник встречи Бога с человеком.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сретение – это праздник встречи Бога с человеком. В тайне совершилось пришествие на землю Христа Спасителя. Лишь очень и очень немногие Духом Святым были посвящены в свершившееся величайшее в истории человечества событие. Поклонились Богомладенцу водимые звездой язычники – восточные мудрецы, поклонились и понесли свое ведение в далекие страны. Подивились от ангелов полученной вести вифлеемские пастухи, пришли к пещере и узрели в яслях беспомощного младенца. Полистали священную Библию еврейские законоучители, ища ответ на вопрос: «Где должно родиться Мессии?» И все затихло, не оставив заметного следа в житейских буднях.

Мир языческий, да и еврейский продолжал изнывать под тяжестью проклятия, наведенного на себя человеком презрением воли Божией еще в раю. Даже лучшие представители этого мира понимали и чувствовали свое полное бессилие пред грехом. «Хочу», но «не могу» избежать насилия греховного. И очень немногие жили ожиданием помощи от Бога. Заря нового времени уже занималась. Шел сороковой день от рождения дарованного миру Спасителя. Подчиняясь древнему закону, младенец мужского пола – первенец, разверзший ложе сна матери, приносится в храм как жертва и посвящается Богу. Так в Ветхозаветном храме неведомый миру явился Агнец Нового Завета – Сын Божий и Сын Девы, определенный свыше на искупительное служение человечеству. Малолюдно и тихо в храме. Святое Семейство с убогой жертвой предстоит святилищу. Священник приемлет трех голубиных птенцов за Спасителя мира, а Бог зрит младенца – жертву живую на руках материнских.

В сретение младенцу Христу, водимые Духом Божиим, явились в храме ветхозаветные праведники – 360-летний старец Симеон и заматоревшая годами старица – пророчица Анна. Они устремились на встречу долгожданного Основателя и Законодателя Нового Завета. «Объемлет руками старец Симеон Содетеля закона и Владыку всяческих». Радуется и ликует пророчица Анна, прозревая в Нем зарю новой жизни и в ней – обновленного человека. Молча, в смиренной сокровенности несла Дева-Мать Своего Младенца в жертву Богу и людям, уже зная, что Он Агнец Искупления. И ветхозаветный старец пророчествует, что станет этот Младенец в предмет пререкания между людьми, а Ей Самой острое оружие скорби пронзит душу и сердце.

Все, что происходило в жизни Спасителя, кроме видимого всегда имело еще и особый смысл – сакраментальный. В храме Божьем встречается человек с Богом. Так было прежде, так будет продолжаться и во всю историю человечества. Но в храм человек войдет не ранее, чем почувствует рождение Бога в колыбели своего сердца. Господь, пришедый спасти погибшее, стучится в наши души Сам, встречая нас на жизненном пути. Как важно нам не только встретить, но и узнать Его, чтобы открыть свое сердце навстречу «Владыке всяческих».

Старец Симеон жил ожиданием Мессии и носил Его, еще неведомого, в сердце своем. Тем и сподобился милости от Бога встретить Младенца Христа и стать Богоприимцем. Старица Анна после семилетнего супружества сознательно посвятила всю свою долгую жизнь Богу, служа Ему в храме постом и молитвой. И она удостоилась радости, узнав в младенце долгожданного Искупителя мира, встретить Христа Спасителя.

Кто из нас, живущих в Новом Завете, когда многие обетования Божии уже совершились, а Спаситель милостивым сердцем и оком зрит на нас, не вспомнит своих встреч с Господом. Ведь и мы уже опытно познали истинность обещания Спасителя, данного Своим ученикам перед Вознесением: «Я с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Да, внимательно живущие могут отметить многие ощутимые встречи с Христом. Когда мы, внимая себе, стоим на молитве и открываем пред Богом свое сердце, разве не чувствуем тогда Его присутствия, забывая обо всем внешнем? Это не есть ли исполнение Христова обещания: «воззовет ко Мне, и услышу его» (Пс. 90, 15). Сколько раз, изнемогая в бушующем житейском море, мы избегали конечной гибели и убийственной сердечной туги и скорби призыванием имени Божия: «Господи, помилуй!» В сердце нередко звучат слова Господа: «Призови Меня в день скорби; и избавлю тебя» (Пс. 49, 15). Это значит, что с нами Бог и внемлет воздыханиям сердечным. Он не только слышит, но и исполняет прошения наши по слову Своему: «Просите, и дано будет вам, ищите и обрящете, стучите, и отворят вам» (Мф. 7, 7). Дорогие мои, все это наши встречи с Господом в жизни, наше сретение с Ним.

Мы опытно знаем, что Бог Всемогущ и нет ничего, что было бы выше Его Божественной силы. Любовь Христова выше человеческого разумения, она готова не только на помощь, но и на прощение грехов и даже нашей неверности. И вера – знание, которою дышит наша молитва, дает молящимся радость переживать чувство живого общения с Богом. «Близок Господь всем призывающим Его» (Пс. 144, 18). Восчувствовав сретение Бога, мы не на руки приемлем Его, но в самое сердце, которое ликует и играет духовной легкостью и теплом.

Особенно ощутимо переживаем мы встречу с Господом в храме, ибо это – дом Его. В нем мы становимся причастниками той благодати, которой все дышит в нем, мы благоговейно чествуем святых, прикладываясь к иконам, и получаем их помощь и предстательство; приемлем благословение через священные обряды и службы; и верующей душой ощущаем прикосновение любящей Божией руки и Его присутствие. И оживают слова Христа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).

Каждый праздник мы переживаем с особым оттенком чувств, и это происходит из-за живого общения нашего с Господом. Скорбные чувства страстной седмицы уступают место ликующей радости Пасхи, и душа сопереживает Христу и реально ощущает свою причастность будущему Воскресению. Христос и теперь ежедневно выходит в сретение к людям на Божественной Литургии. Многие присутствующие на службе по своей мере сретают Христа, являющегося в Святых Тайнах Тела и Крови. А в таинстве причащения мы удостаиваемся не только держать своего Спасителя на руках, но приемлем всем существом, творя сердце свое Престолом Богу. В храме мы с Богом пребываем в Истине. Душа и сердце ощущают присутствие Божие и Его близость.

Как часто мы встречаемся с Христом при всяком добром деле, во имя Господа совершаемом, и не отдаем себе отчета, и только сердце чувствует тихую отраду, благодарное касание Господа при этой встрече с Ним. Святой Иоанн Златоуст говорил: «когда ты в протянутую руку нищего опускаешь свою милостыню, то знай, что рядом с этой рукой незримо есть рука Самого Господа».

Не вспомним ли мы, какие волнующие мысли и чувства порождает в душе нашей красота природы Божьего мира. В эти минуты Великий Творец и Божественный Художник приоткрывает нам Себя. Встречаясь с Ним, сердце наше, душа и ум внемлют беззвучной проповеди о Творце, не менее убедительной, чем словесная. Оживают для нас слова псалмопевца: «Дивны дела Твоя, Господи! Вся премудростью сотворил еси!» (Пс. 103, 24). Вот как близок стал Господь к человеку с тех пор, когда произошла первая встреча с Ним – сорокадневным Младенцем – в день Сретения Господня, что невозможно перечислить всех возможных с Ним встреч на нашем жизненном пути.

Други наши, нельзя умолчать еще об одной будущей встрече, ибо она в жизни каждого из нас непременно будет. Это Сретение с Господом, когда мы переступим порог земной жизни. Дай нам Бог приготовиться к этой встрече еще на земле, чтобы в ответ на нашу молитву: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» услышать благоуветливый глас: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира!» (Мф. 25, 34) Даже конец Симеоновой молитвы могли бы мы произнести в тот момент, ибо и наши очи видели и осязали плоды великого подвига Христовой жертвы во спасение всех нас. «Яко видеста очи мои спасение Твое, яже уготовал пред лицем всех людей. Свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля».

Праведный Симеон и пророчица Анна, встретившие Господа в Иерусалимском храме на пороге Его служения, вдохновили и нас сегодня подумать о наших встречах со Христом. Эти ветхозаветные праведники жили верой в обетования о грядущем Спасителе, жили среди людей, забывших Бога или исказивших Его Заветы. Они прошли сквозь скорби потопляемого грехом мира, мучаясь в праведных душах своих. Страдания эти очистили их сердца и украсили внутренней красотой праведности и благочестия. И мы, воодушевляясь примером жизни ветхозаветных праведников, а наипаче святых православной Церкви пойдем вослед их, верой, надеждой и любовью в сретение Господа Спасителя нашего, предощущая радость быть с Ним в бесконечной вечности.

Приидем и мы, песньми божественными Христа срящем и примем Его, Сей есть от девы рождейся; сей есть от Бога Бог Слово, воплотивыйся нас ради и спасый человека, тому поклонимся.

Аминь.

Наверх