На неделю 27-ю по Пятидесятнице. Рождественский (Филиппов) пост. 29.12.2013 г.

На неделю 27-ю по Пятидесятнице. Рождественский (Филиппов) пост. 29.12.2013 г.

«Один человек сделал большой ужин и звал многих» (Лк. 14, 16). Звал многих, но не всех. Потому что христианство – это, к сожалению, не для всех. Каждый человек в результате своей деградации, начиная от Адама, он всё дальше и дальше удаляется от Бога. И вот на призыв божественный сердца одних откликаются, а других – нет. Притча как раз указывает на то, что Господь не ко всем обращается, а зовёт некоторых. И вот мы с вами, по милости Божьей, и потому что в нашем сердце нашёлся этот отклик, мы здесь, собственно, и собрались. Все нормальные люди, они дома спят. А остальные даже уже уехали отдыхать: кто в лес, кто за границу и так далее – кому что нравится. Шикарно проводить время в веселье, которое достигается выпивкой.

И вот, «когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: “идите, ибо уже всё готово”. И начали все, как бы сговорившись, извиняться» (Лк. 14, 17-18). Ну, потому что все вежливые, воспитанные люди. Потому что из тех, к кому обращается Бог, эти люди знают, куда зовут их и зачем. Потому что для большинства – этого вообще ничего не существует.

Я вот наблюдаю за людьми, которые у нас через храм Митрофана Воронежского проходят, чтобы угол срезать. Думаю, вот человек ежедневно на работу ходит мимо храма. А некоторые приходят в нашу столовую, чтобы поесть. Казалось бы, ты хоть поинтересуйся: вот в двадцати шагах от тебя стоит храм. Ну, хоть зайди, посмотри, чем тут люди занимаются. Колокол звонит – а чего это он звонит? Вот, например, если бы там был какой буддийский Дацан, а я бы ходил к ним обедать, я бы обязательно зашёл – ну, интересно же! А что такое этот буддизм? Что они там делают? Как это происходит? Почему такие одежды у него? Почему они все лысые? Да много таких вопросов, даже когда внешне созерцаешь. Нет, тут спросишь: «Крещёный?» – «Да». И вот, мимо храма снуёт ежедневно туда, сюда – и ничего. Поэтому, конечно, это не к ним обращение, а к тем, которые всё знают. «И начали все, как бы сговорившись (конечно, никто не сговаривался), извиняться. Первый сказал ему: “я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня”. Другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Третий сказал: «я женился и потому не могу придти»» (Лк.14, 18-20). А четвёртый сказал: «У меня папа умер, мне надо его похоронить». А шестой сказал: «У тётки – день рождения». А седьмой – «мне надо с ребёнком сидеть». А восьмой – «мне придут холодильник чинить». А девятый говорит: «Интернет устанавливают». А десятый сказал: «Почтальон придёт, пенсию принесёт». Ну и так далее. То есть... Ну, а двадцатый сказал: «Знаете, я вообще устал, целую неделю работал – так устал, что даже нет сил голову от подушки отнять». Всё уважительно, всё очень вежливо.

И вот дальше, «возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых»» (Лк. 14, 21). Это как раз вот – мы. Нищие – никакой духовной жизни в нас нет. Увечные – каждый из нас просто изранен своей греховной жизнью с самого детства до сего дня. Хромые – наше шествие в Царствие Божие похоже на ковыляние инвалида: шаг – вперёд, два – назад, четыре – вбок и так далее. Слепые – вообще не знаем, куда идти. Можно ещё добавить к «собранным»: и злых, и горбатых, и болтливых, и завистников, и сплетников, и блудников – и кого только в Церкви не собралось. Очень легко готовы слушать, кого угодно, идти, куда угодно, только не туда, куда нужно, где нам духовная польза. Вот таких, нас (почему именно таких? – да других нет, никто не откликнулся) и собрал Господь на трапезу Свою. Иной человек приходит и думает: «Сейчас в церкви – одни ангелы». А тут: «Куда встала на моё место? Пошла вон!» И так далее...

«И сказал раб: “господин! Исполнено, как приказал ты, и ещё есть место”» (Лк. 14, 22). Ну-ка? Да, действительно: и там ещё человек сто войдёт, и там – сто. Так сказать, ещё две сотни легко войдёт. Опять же, всё про нас. «Господин сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой...»» (Лк. 14, 23). А почему нужно это наполнение? Ну, чтобы место не пропадало. Потому что здесь преподают пищу не галок, а пищу орлов. Выше этой пищи с трапезы Господней нет ничего ни на земле, ни на небе. Просто наш ум, который ослеплён грехом, он не может это понять.

Если бы храм был только один в Москве, и если бы люди знали, что здесь, в храме, по воскресеньям, да и в будние дни, происходит (а сегодня это у нас уже третья Литургия, чтобы причастить как можно больше людей), если люди бы знали, что такое Пречистое Тело и Кровь Господня и зачем всё это надо, сюда бы, в этот храм, все десять миллионов жителей пришли бы и стояли до конца. Потому что это нельзя сравнить ни с Поясом Богородицы, ни с какой чудотворной иконой. Это – Сам Господь, Его Пречистое Тело, Его Кровь, Которая за нас, вот таких больных, греховных людей, пролита во исцеление нашей души и тела. И даром Господь преподаёт нам. Но человек не понимает. С непонимающего – что? Спроса нет, такого, как с того, кто понимает. А вот, кто понимает, он волов купил. Он ждёт мастера по ремонту холодильников. И ещё, и ещё, и ещё много всяких дел – некогда. Некогда. О чём это говорит?

«...Сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14, 24). И как же Господь отбирает вот этих избранных? Вы будете смеяться. По желанию. Если тебе Господь нужен, то ты к Нему придёшь. И не надо никого упрашивать. Некоторые мамы, бабушки там: «Батюшка, что делать? Вот, как его? Он чего-то в церковь не идёт». Да на кой он тут нужен?

Если хочешь заставить – да нет ничего проще. Иди в магазин «Охотник», покупай ружьё, ставь между лопаток. Один – в потолок, чтобы он видел, что заряжено. А второй…Ну, привела. Прикладом по голове, на колени – на исповедь. За шиворот поднял, подтащил к причастию. А какой толк? Бог собирает тех, кто Его хочет, Бога. Желание зависит исключительно от сердца человека. Тут не важны – пол, возраст, образование, национальность, цвет кожи; ничего не значит – богатый или бедный, здоровый или больной, слепой или зрячий, лысый или волосы до плеч – это всё не играет никакой роли. Играет только одно – хочешь или не хочешь. Царство Небесное – это Царство для тех, кто хочет. И поэтому у человека всегда есть выбор: волы или холодильник. Вот представьте себе, поместили в интернете объявление, что в течение месяца каждому желающему здесь выдаётся по триста пятьдесят восемь тысяч рублей без предъявления паспорта. Знаете, какая будет очередь? Те же десять миллионов придут. Почему? Ну, деньги нужнее человеку, чем Бог, гораздо желанней. И так далее...

Человек всё время между собой и Богом выгораживает некоторого идола, кумира. Поэтому в этой жизни у людей очень много вещей, которые Бога заслоняют. И для человека эти кумиры, они предпочтительней. Человек сам себе выбирает, к чему ему устремляться, чего хотеть, о чём мечтать. Вот дети пишут Деду Морозу: хочу это, хочу то. Ну, хоть бы один из детей написал: хочу быть с Господом Богом. Ни один. Почему? Не хочет. А почему не хочет? Потому что не знает. Человек так далеко ушёл от Бога... Ведь – чистые дети, у них души чистые ещё. А вот этого желания нет. А потому, что они о Боге ничего не знают, потому, что тем взрослым, которые их окружают, тоже Бог не нужен. И даже, когда большинство из нас, которые приходят уже в храм, они приходят не потому, что им нужен Бог. Они приходят, чтобы у Бога что-то для себя получить: кто – жену, кто – мужа, кто – денег, кто – работу, кто – здоровье сыну, кто здоровье снохе. И так далее. Кому ? Себе! Все хотят от Бога чего-то такое поиметь. Чтобы Он чего-то дал. Ну, Бог, конечно, любит нас и даёт. Нас это настолько раззадоривает – дай нам то, дай нам это. А Сам Бог-то, Он не нужен. Мы как маленькие дети. «Мам, купи». – «На». – «Мам, купи». – «На». – «Мам, купи». – «Ой, сынок, это дорого». – «У, мамка, ты плохая, ты жадная». Стоит Богу чуть-чуть придержать, не мгновенно исполнить нашу просьбу, уже ропот. Уже – недовольство Богом. Бог – плохой. Надо кого-то получше выбрать. Люди говорят, чувствуют, думают такое, что просто поседеешь и облысеешь от этого ужаса, от того, как люди относятся к Богу.

Вот это надо, если мы хотим участвовать в трапезе Господней, если мы хотим, чтобы Господь взял нас в жизнь вечную, то мы должны полностью изменить своё отношение к Нему. Господь хочет от нас только одного – ответной любви.

Вчера один человек мне сказал, что, когда делаешь человеку добро, а он какую-то благодарность испытывает, то как-то приятнее это делать. А когда человек воспринимает всё, как должное, уже как-то и не очень хочется. Я говорю, что это действительно так. Потому что, какой смысл давать? Если Господь нам что-то даёт – это Он откликается на нашу просьбу или на просьбу другого человека, который за нас просит. Это не потому, что Он хочет нас исцелить. В этом вообще смысла никакого нет. Сколько тебя ни исцеляй, ты всё равно умрёшь. А для Бога какая разница, доживёшь ты до девяносто или до шестидесяти трёх? Какая разница? Не в этом же дело. Это для нас вот каждый день жизни – это что-то такое очень важное. Особенно, когда детей касается. Мы прямо в ужасе там, в панике. А для Бога вообще смерти не существует. Ну, душа вот переходит из этого мира в тот. Для Бога это всё понятно. Это как переехал из одного города в другой. Для Бога здесь нет ничего нового, Он всё время созерцает нас и смотрит, кому уже пора переселяться, как бы чего хуже не было с этим человеком на этой земле. Как мы говорим, «забирает его». У Него насчёт каждого человека Свой план, Свои соображения. А если эти соображения не совпадают с нашими, мы опять же в обиде, в ропоте и так далее. А мы должны Богу во всём доверять. И если Он что-то для нас делает, то исключительно с одной целью – чтобы вызвать в нас, бессердечных существах, благодарность. Потому что из этой благодарности и растёт любовь.

Вот маленькое дитя, когда родится, греется теплом матери, которая берёт на ручки, он успокаивается, радуется материнской груди. А если мать, начиная с младенчества, ребёнка швыряет в коляску, говорит «надоел ты мне, как собака, ты спать не даёшь, тебя шесть раз в день кормить, да что ты такой обжора». А некоторых младенцев ещё и по попке бьют. И вообще, когда постарше, разговаривают только криком, обзывают разными словами. Иногда слышишь, какими словами мамочка награждает ребёнка. В храме даже это и повторить-то не хочется. И что? И он сохранит любовь к матери? Да никогда. В нём вот эта естественная любовь, которая возникла от рождения, от материнской груди, она в нём будет бороться с тем образом матери, какой она стала теперь. Постепенно любовь угаснет. Поэтому дети идут к друзьям. К таким же детям, у которых мама, папа их, пусть не впрямую, но с такой атмосферой в доме, что дети бегут во всякие прокуренные, вонючие подвалы, начинают чем-то утешать, кто портвейнчиком, кто героинчиком – лишь бы только сбежать от родной мамочки и от родного папочки. Потому что от добра добра не ищут. Ну, а потом – и милиция, которая совершенно, полностью равнодушна к этим детям. Или там органы опеки… Бывает, люди добрые там попадаются, а бывает и формалисты, им совершенно всё равно, что будет с этим ребёнком. Лишь бы его изолировать от общества, чтобы он не мешал, как он мешал когда-то своей мамочке. Мешал жить и делать то, что хочешь. Ну и как такому ребёнку вообще к Богу пробиться, что-то о Нём узнать? Кто его научит? Да никто и никак. Он с детства, с младенчества жил в аду, и этот ад стал для него собственно той обителью, к которой он привык. И тюрьма для него – понятное устройство: все злые, все мучают, все предают, сильные всегда обижают слабых, всегда грабят, всегда издеваются. Это общее место. И вот человек живёт в аду и постепенно превращается в демона по своей духовной сути. Внешне – он человек: руки, ноги. А по душе он – дьявол. И вот это, к сожалению, эволюция, человека. А Господь пришёл на землю, чтобы это изменить. Но изменить не так, чтобы душу из человека вынуть, её где-то простирать с каким-то порошком «Тайд», а потом опять вставить чистенькую. Нет. Если человек сам придёт к Богу (а всё открыто, даже ещё место есть, и каждый человек, как бы он низко ни пал, какой бы болван он ни был, он всегда может припасть не просто к материнской груди, а к Самому Господу Богу), то в нём начнётся другая жизнь, если он её захочет. Потому что человек делает только то, что он хочет. Ломоносов захотел учиться – и стал основателем Академии наук. А уже пришёл-то в столицу взрослым мужиком. Почему? Ну, он захотел. Есть такая восточная поговорка: «Ты можешь привести коня на водопой, но ты не можешь заставить его пить». Да, можно силком привести человека в Церковь... Во, видите, орёт? Его насильно привели. Он не хочет, он хочет домой – мультики, там, смотреть или ещё чего-то. Вот насильно принесли – он и орёт. Но пока ещё на руках носят, можно принести. А потом? А потом – ни в какую! Это совершенно бессмысленная вещь. Церковь – это для желающих, тех, кто любит Бога. И в Царство Божие входит только тот, кто хочет туда войти. Причём, хочет больше жизни, больше любого греха, самого сладкого. Человек оставит любой, самый сладкий для него грех, чтобы войти в Царство Божие. Почему? Царство Божие – Царство Любви. А Христос сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14, 21). Если человек не соблюдает заповеди Божии, он не может войти. Не потому что Бог злой и его не пускает. Он не может туда войти, потому что в Царствие Божие очень узкие врата. А вот опухоли грехов – они и не дают пройти в эти ворота. Если мы чем-то и богаты (трудно богатому войти в Царство Небесное), то это богатство наше состоит из мешков с грехами. Вот что нас не пускает – мешки грехов, которые мы должны сбросить. Тогда войдём в узкие врата. Опять, если нам это надо. Замечательно такое есть выражение: «а тебе это надо?». Надо – пожалуйста, милости просим. Не надо – гуд бай. Вот и всё.

Так что человек всё-таки приходит в церковь. Да мало ли, что ему надо? Кто помянуть, кто душу отвести. А некоторые так и говорят, да я так, знаете, привык. Ну, хорошо. Это самая лучшая из привычек. Но это не значит, что ты войдёшь в Царство Небесное. Вот лампочки на паникадиле – они вообще постоянно в храме до самой своей смерти. И приносят огромную пользу, они светят людям. То есть выполняют непосредственно заповедь, которая в Евангелие. И что? Ни одна не войдёт в Царство Небесное. Почему? Да потому, что они мёртвые предметы. А нас Господь хочет оживить. И вот это оживление зависит от нас. Больше ни от кого. От нашего желания, от нашей любви к Богу. Но нельзя любить то, что не знаешь. А познать Бога можно только молясь Ему, причащаясь Его Тела и Крови, читая Его слова и исполняя то, о чём Он нас просит. Ну, например: «Научитесь от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). И так много этого драгоценного бисера рассыпано по страницам Священного Писания! Поэтому, если пожелаем, то все встретимся не только здесь, но и там.

И Господь хочет научить нас благодарности. Поэтому эта служба, которую мы совершаем, называется Святая Евхаристия, что в переводе с греческого значит «благодарение». И Господь хочет, чтобы из неблагодарных свиней мы превратились в благодарных Ангелов.

Наверх