В неделю 17-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении. 2012 г.

В неделю 17-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении. 2012 г.

«Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами» (Мф. 15, 21–23). Ну мешала, раздражала. «Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15, 24-28).

Замечательный отрывок, в котором для нас содержится бездна премудрости. Почему евангелист Матфей подчёркивает, что она была хананеянка? Потому что хананеяне не имели истинной веры и были полуязычниками. Иудеи даже с ними не общались, потому что боялись оскверниться. И когда она кричала, и апостолы попросили её отпустить, чтобы Он ей помог, Он совершенно правильно сказал, что вообще-то послан не для язычников и не для полуязычников, а послан для овец погибающих дома Израилева. Почему? Потому что из всех народов, населявших землю, ожидал пришествия Мессии только один народ. И ему, этому народу, было обещано. И те люди в народе, которые жили глубокой религиозной жизнью, ожидали пришествия Христа Спасителя. И тем не менее женщина, обратившись к Нему, услышав Его, сказала: но ведь и псы едят от крупиц, падающих со стола господ своих.

Тоже удивительнейшие слова. Он сравнил её и ей подобных с псами, а она это признала. Кто-нибудь из нас, выходя из храма, выбери себе из нас одного человека и спроси: «Слышь, псина, куда ты идёшь?». А лучше: «Куда ты прёшься?». И ты получишь огромную дозу «христианства» себе в лицо. Я уж не говорю там: ударь в правую... Такую левую тебе подставят, что мало не покажется. Это говорит о том, что мы такие же полуязычники, и учение Христово в нас никак не застревает. В одно ухо входит, а в другое выходит, и мы ограничиваемся исполнением таких малозначительных вещей, на которые у нас довольно много времени уходит: на пост, на правила. Для чего? Ну, для успокоения собственной совести… Но внутренне наше сердце далеко отстоит от Бога.

И вот, когда она так сказала, Господь этому удивился. Почему? Ну потому, что она проявила качество души христианское. Как раз такое, которого в нас нет совсем. Не только нет совсем, но у нас даже нет понятия об этом. Не только нет понятия, но нет и никакого к этому стремления. А следовательно, мы стоим далеко от спасения.

Христос ей сказал: «Вера твоя спасла тебя». Почему? Ну, она, во-первых, уверовала во Христа Сына Божия. Во-вторых, она проявила смирение. И та благодать Божия, которая была во Христе, понятное дело, коснулась её и её дочери. Потому что спасает благодать, которая привлекается смирением. Вот это и случилось.

И вот что интересно. Получилось, что эта женщина, принадлежавшая народу, который жил в ереси, оказалась гораздо ближе к христианству, чем сам богоизбранный народ.

Сегодня ко мне одна пожилая женщина подошла: «Батюшка, объясните мне одну вещь». Я говорю: «Ну, давай, попробую». Иногда бывает, такие вопросы задают, что и не ответишь. Она уже пожилая, и она говорит: «Когда мне нужно в храм, я поднимаю руку, останавливается машина, и меня везут. Если за рулём мусульманин, он с меня денег не берёт. Говорит: “Ну не может сын брать деньги с матери, тем более когда она едет молиться”. А если останавливается русский крещёный, то он говорит: “Это моя работа” – и берёт деньги». А я говорю: «Да очень просто: эти мусульмане гораздо ближе ко Христу, чем те крещёные водители, которые, может быть, когда-то даже и в церковь приходят на Пасху или ещё там что. Потому что в них нет ни милостыни, ни жалости, ни милосердия». Вместо того чтобы «уцепиться» за бабушку и сказать: а дай я тебя ещё покатаю, давай я тебя ещё и в прачечную свожу, и за квитанцию заплачу, давай я тебя в магазин свожу, и сумки отнесу на твой этаж, а если у тебя там лифт – ну до лифта. Потому что это есть угодно Богу.

И вот как интересно: то, что угодно Богу, современный мусульманин знает, а современный крещёный не знает. И кто же ближе к Богу? Поэтому будущее – за этими мусульманами. За ними будущее. Они будут населять эту землю, потому что современным крещёным это всё не нужно. Они и горячие, они и посты соблюдают. Когда их праздник, люди боятся даже в этот квартал заходить, потому что десятки тысяч молодых мужчин стоят на коленях и молятся. Где вы видели столько православных мужиков? Нигде и никогда. Только одни бабы. И редкие вкрапления мужского пола. Понятно.

Другой ко мне сегодня человек подошёл, молодой, и говорит: «Я вот, когда вижу таджиков на улице, как-то раздражаюсь, чувствую, что это нехорошо». Я говорю: «А что ты раздражаешься? Ты должен брать с них пример, что эти молодые мужики не бросают своих жён, как делают русские, которые и алиментов-то не платят. Платят только 10%. И служба судебных приставов изощряется: что б ещё такое придумать, чтобы заставить их кормить собственных детей. А эти едут за тридевять земель, живут в каких-то вонючих подвалах, работают, их грабят, им часто не платят за заработанное, относятся как к собакам, и они отсылают деньги своим жёнам, матерям. Почему? Потому что они верующие люди. Потому что у них есть в сердце любовь. А не полное равнодушие и желание только для себя одного блага».

Поэтому не только не нужно на них раздражаться, а нужно их ставить на пьедестал и смотреть, как надо относиться к собственным семьям по-христиански. Мы не знаем каких-то обычаев мусульманских, но они поступают по-христиански. Они заботятся, они любят, они проявляют хорошее отношение. И это абсолютнейший факт.

И вот Евангелие как раз об этом говорит. И для Бога не важно, хананеянка она была или правоверная иудейка. Самый главный факт: она уверовала во Христа Сына Божия, она к Нему обратилась, она смирилась «до зела», показала своё дивное совершенно смирение. Она не стала говорить: «Да как Ты смеешь так говорить?! Да мы хананеяне! Мы здесь, на этой земле, живём тысячу лет! А вы там, евреи, пришли нас завоевали!». Не стала в ООН письмо писать. Ничего она этого не делала. Она согласилась. Потому что да, увидела в этом правду. Она же видит, что Он и одет и говорит как правоверный иудей. Поэтому она осознала своё недостоинство. И это её спасло.

И вот сегодня завершается празднование Воздвижения. Поэтому второе Евангелие, которое мы читали, от Марка, посвящено Кресту: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Что такое христианство? Почему я сказал, что нужно этой бабульке предложить и в магазин и в прачечную съездить, и до лифта сумки донести? Потому что, если ты хочешь быть христианином, нужно отвергнуться себя: своего времени, своего заработка, своих каких-то желаний, комфорта. Потому что каждое существо лениво, лишнего ничего не хочет делать. А христианин? Христианин – наоборот. Христианин – это тот человек, который всё делает наоборот: он плывёт против течения, он не обижает слабого… Как обычно бывает: в классе появляется какой-то мальчик, новенький, который не знает здесь правил, ни к какой компании не прильнул или имеет какой-нибудь недостаток. Над ним начинают смеяться, издеваться… Христианин – наоборот: он вопреки всему обществу, он начинает защищать. Он охотно тратит на того, кто в этом нуждается, и время, и деньги, и силу свою, и разум, и опытность. Для чего? Чтобы этому человеку помочь. Зачем? Что он ему, родственник, что ли? Нет. Ради Христа. Христос пришёл на землю спасти грешников. Как апостол сказал: «Едва ли кто умрет за праведника» (Рим. 5, 7). Представим себе: вот где-то здесь у нас в Институте Гематологии сейчас умирает праведник. Поднимите руки, кто пойдёт сейчас за него умрёт. Нужно всю кровь отдать – и на кладбище. Не много будет охотников, уверяю вас. А на самом деле это будет единственный собственно христианский поступок. Потому что смысл жизни-то не в том, чтобы что-то на себя надеть, или что-то купить, или чего-то достичь, чтобы про тебя в газете написали. Смысл жизни в другом: приобрести качества души, которые необходимы для жизни в вечности. Вот для чего. Но если человек никогда таких поступков не совершал, то это и невозможно. Наоборот: нужно от простого к сложному. Как Господь сказал: «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16, 10). А мы, к сожалению, даже малого порой не хотим совершить. Вот сущего пустяка. Поэтому наше сердце совершенно не тренировано в любви.

А следовательно, наша жизнь – бессмысленна. Более того, вредна. Особенно это видно на детях и внуках. С каким раздражением, с каким нетерпением мы вообще с ними общаемся: они всё время мешают, они всё время требуют у нас какого-то времени. А мы всё хотим чего-то: отдохнуть, почитать, уехать. Поэтому абсолютно все детей всё хотят куда-то «сплавить». А потом удивляются, что они вырастают уродами. Ну как, почему они вырастают уродами? Потому что и папа, и мама, и дедушка, и бабушка, как правило (бывают исключения счастливые, но как правило), – это уроды. А кто их изуродовал? Их изуродовали их родители. Поэтому есть такой замкнутый круг. Как его прервать, как разорвать этот круг? А самому перестать быть уродом. Перестать, заложив руки за спину, бессмысленно ходить по коридору и начать хоть что-то делать. Подумать не только о себе, не только о своём покое. А вот посмотреть заинтересованно на то, что происходит вокруг. И не можешь ли ты, человечек, что-то улучшить? И вот это желание улучшить, может, с какими-нибудь ошибками, но пытаться это делать. Христианство является вот именно этими попытками. Поэтому Господь сказал: «Отвергнись себя» (Мк. 8, 34). Нужно богатеть не в себя, а в Бога. Потому что, что бы мы ни делали, если мы не делаем ради Христа, это не только бесполезно, Серафим Саровский говорил вообще, что это вредно. Никакого добра вне Христа не существует. Это всего лишь замаскированное зло. Да, действительно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Собственно, конец всегда один, это есть нечто завлекающее человека. Поэтому только ради Христа.

Поэтому Господь и говорит: «Возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Не куда-нибудь. Потому что человек отвергается себя и ради страстей. Он может огромную сумму денег добровольно отдать в казино или в ларёк, торгующий алкоголем или табаком. Вот все деньги, которые он зарабатывает, он отдаёт фирмам, которые уничтожают твоих соотечественников и прежде всего детей, племянников, внуков, школьников и школьниц. Мы единственная страна в мире, где курят больше половины населения. И это всё случилось за последние только годы. И с каждой сигареткой мы делаем этих людей всё богаче. А раз делаем всё богаче, то и всё могущественнее. Поэтому очень трудно принимаются всякие законы об ограничении, потому что они покупают депутатов, а те тормозят. Ну на годик затормозил… Почему не принимается мера сразу с момента опубликования? Нет, откладывается… Ну потому что за это время миллиарды заработают. Миллиарды людей пустят эти деньги на ветер. Здорово. Полный сумасшедший дом.

Поэтому очень многие люди жертвуют. Есть даже такое выражение: искусство требует жертв, наука требует жертв… Кому это нужно, если это не во Христе Иисусе? Никому. Потому что в этом пользы нет. Наоборот – распад.

И дальше Господь пытается это объяснить: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 35-38).

Жизнь наша, человеческая, к сожалению, противоположна Евангелию. А покаяние, к которому на земле первый начал призывать Иоанн Предтеча, потом Господь, а потом уж апостолы, и так вот до сего дня, – это есть изменение этой жизни. Самой жизни, самого направления. Христианин должен всё время искать, что бы такое сделать ради Христа. Если день прошёл и ты ничего не сделал… Все говорят: ну, а тогда что ж – на шею сядет. И что? Ради чего живём? Любовь Христова – это любовь, которая направлена из меня вовне. А у нас вместо любви – себялюбие. Что это значит? Это, по определению, извращение. Потому что в нас, в нашей оценке людей (поэтому мы всё время осуждаем), событий (мы о них судим, а ничего не понимаем, что за этим стоит) есть постоянно извращение. Почему? Ну нет смирения. Любая кухарка начинает рассуждать о политике, осуждать министров. Ты сперва выучись прилично себя вести в публичном месте. Хотя бы научись в слове «ещё» не делать четыре ошибки. А уже потом будешь дальше как-то рассуждать. А то человек даже не мог себя заставить хотя бы там, на худой конец, два высших образования получить. А ещё о чём-то судит и размышляет. И чем человек беспомощней, чем он глупее, тем больше он осуждает. Как это странно. А почему? А потому что эта неотёсанная болванность почему-то удивительно сочетается с гордостью. Удивительнейшим образом. Вместо того чтобы приводить к смирению: ну да вот, учился плохенько, высказать мысль не могу, если мне надо что-то объяснить, то надо от Адама начинать, я никак не могу «подъехать» к самой сути. Начинаю, а уже к середине забыл, что хотел сказать… И в то же время я осуждаю.

Вот Господь как раз об этом и говорит, что вот так, осуждая всё вокруг, ты погубляешь свою душу. Потому что входишь в такое состояние гордостного осуждения, когда благодать Божия не может к тебе приблизиться, чтобы тебя спасти. Ты душу свою потеряешь.

Поэтому христианин – этот тот, кто выбирает внутреннюю жизнь, предпочитая её жизни внешней. Господь говорит: «Очисти прежде внутренность чаши» (Мф. 23, 26). Для Него, для Бога, это важнее. Для Него не важно, как мы одеты, как мы причёсаны, каким лаком для ногтей мы пользуемся. Это не важно. Это может быть, этого может не быть. Но Бог смотрит сквозь это. А сколько времени мы этому уделяем? Разве столько же, сколько мы уделяем нашей внутренней жизни? А мы ж должны быть и терпеливы, и добры, и участливы, и молчаливы, и щедры. Вот какими Он нас, своих детей, хотел бы видеть. И для этого из миллионов людей Он нас с вами избрал, здесь поставил. Хочет нас этому научить и к этому привлечь. А мы всё равно стоим на своём: всё в каких-то обидах, всё в осуждениях, всё в поисках «справедливости». Если бы Бог был к нам справедлив, ни один бы живой до остановки не дошёл. Потому что по справедливости нас всех надо убить. А если мы живы, то только по милости Божией.

Вот это нам нужно очень как-то глубоко прочувствовать. Тогда у нас будет шанс стать настоящими христианами.


Наверх