На день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. 8.07.2015 г.

На день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. 8.07.2015 г.

Сегодняшнее Евангелие от Матфея повествует нам о том, как Господь предложил притчу, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13, 31-32). Что такое это горчичное зерно? Это есть вера. Когда человек уверует в Бога, его вера очень мала и неосознанна, и он мало что знает. Мне сейчас даже в голову пришла такая мысль: вот взять, ткнуть пальцем в любого и что-то спросить хотя бы на том уровне, какие вопросы задают человеку, который поступает в духовную семинарию. И гарантию даю, не получу ответа, хотя это знает человек, не который окончил семинарию, а который только собирается в неё поступать. Это о чём говорит? О том, что наша вера ещё очень мало осмысленна, и мы только в начале пути. Но постепенно человек по этому пути всё же идёт. И наше богослужение устроено, как такая катехизическая школа: через тексты, которые мы поём, через праздники, через чтение Священного Писания постепенно-постепенно человек образовывается, даже если он неграмотный, как было большинство людей на Руси. Церковь была такой школой, и того человека, который усердно ходил в храм хотя бы по праздникам, Церковь через богослужение обучала, и он становился христианином, понимал, что такое христианство и чего Господь от него требует.

И вот, горчичное зерно вырастает в большое дерево, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13, 32). А это о чём Господь говорит? Что это за птицы и почему они прилетают? Дело в том, что вот эта земля, о которой говорилось, где сеяли семя, это сердце человека, а птицы – это христианские добродетели. Потому что добродетелей у только родившегося человека нет. Вот маленький ребёночек очень хороший, сладкий, милый, но он ничего доброго не делает, а только пачкает пелёнки, мешает богослужению, не даёт маме спать, болеет, не может даже объяснить, что у него болит, орёт и орёт, отвлекает множество людей (неотложную помощь, аптекарей) и так далее. Что с него взять? То требует есть, то отказывается, день с ночью перепутал, соседям мешает. А постепенно вырастая, понимает, что можно, что нельзя. Так и в христианстве: сначала человек ничего не понимает, но так потихонечку-потихонечку, начиная со внешнего, потом переходит к внутреннему. И самое главное – это вот эти птицы небесные, добродетели. Когда человек настолько уже стал глубоко христианином, это значит, что ветви того дерева, которое в нём Господь насадил, выросли такие большие, что могут прилететь птицы и сесть на ветвях. Так же и здесь: в сердце прилетают добродетели. Какие? Всякие: любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание (см. Гал. 5, 22-23). Можно ещё добавить: и щедрость, и великодушие, и благородство. Потому что если человек вне веры, в нём это может быть как бы случайно, но редко и как исключение. Значит, что-то на него подействовало такое, может быть, какую-то книгу прочёл или с каким-то человеком столкнулся и захотел в жизни быть на него похожим. Ведь обычно человека формирует среда, в которой он вырастает. А если, например, этой средой является какой-нибудь интернат или ещё лучше – тюрьма? Какие отношения между людьми в тюрьме? Дружба, любовь, взаимопомощь? Нет, всё наоборот. Поэтому очень зависит, в какой среде человек живёт и что на него влияет. Поэтому Господь и обращается не к каждому отдельно, а собрал нас в церковь. Церковь – это в переводе на русский язык «собрание». Чтобы все люди, которые получили в дар от Бога веру, собрались все вместе друг с другом и учились друг от друга: и начинающие, и те, кто уже давно, кому уже в сердце какие-то птицы прилетели.

Вчера одна девочка ко мне подошла и говорит: «Мне дали конфетку, а я сестру не угостила, а съела сама». Она в школу не ходит, не смогла преодолеть, но уже понимает, что это нехорошо. А в основном дети: «Я! Нет, мне! Почему ему?». Потому что их никто не учит. И так и взрослые: «Вы тут не стояли!», «Больше килограмма в одни руки не давать!», «Я первая!». Хоть 70 лет человеку, хоть семь, если в нём ничего привитого нет, благородства или любви к ближнему, то он будет так себя вести. А ну-ка, пусть ближний возьмёт, а ты останешься ни с чем. Что это такое? Это христианство. А если христианства нет, тогда только яйца на Пасху, вода на Крещение, да три раза надо окунуться. Да хоть восемь! От этого что-нибудь изменится? Нет. Можно окунаться каждый день по 33 раза, и от этого ничего в человеке не меняется, кроме здоровья. Полезно, хорошо, сосудистая система у него начинает работать эффективно: сосуды сжались-расширились, вот это меняется. А потом? Ну а потом червям приятней кушать такого человека здоровенького, чем больного. Наверно. Я у них не спрашивал, ещё у меня всё впереди. А христианские добродетели происходят в сердце. Человек, если грубо говорить, из плохого делается хорошим. Каждый человек.

Вот, допустим, жена. Ты какую хочешь жену? Козу упрямую, которая всё время спорит по любому поводу, или, наоборот, добрую, спокойную, уступчивую? Ну, ясное дело, любой скажет: нет, мне, пожалуйста, второе, первого блюда не надо. Сам царь Соломон, а он был самый умный человек на земле, сказал, что лучше в шалаше жить, чем со сварливой женой (см. Притч. 25, 24). Потому что с ней вся жизнь – ад, живя с ней, коростой весь покроешься на нервной почве, потому что невозможно просто. Так уж терпишь, брак есть брак, семья. Не надо думать, что одни только женщины страдают и терпят. Это в большинстве случаев, но бывает и совсем наоборот.

Если применить вот эту притчу к сегодняшнему дню, то оказывается, что она прямо относится к семейной жизни. Когда люди только начинают жизнь семейную или у них только такая мысль зарождается – с чего? С самой мимолётной и еле осязаемой вещи. Называется «чувство». Ну вот представьте себе, иду, и вот солнышко, ветерок, птицы поют. И такое, знаете, чувство хорошее, такое настроение, и вдруг мимо меня прочапала некая дама на высоких каблуках и своим 13-сантиметровым каблуком мне прямо в плюсну правой ноги. И сразу: а где птицы, а где небо, а где, так сказать, ветерок? Ничего этого нет. А что осталось? Осталось: «Куда ты, дура, прёшь, не видишь что ли?!». Вынимаю каблук из ноги, иду в травмпункт, мне там обрабатывают перекисью водорода и ещё проводят какие-то медицинские манипуляции, зависит от того, на какую глубину он ушёл, потому что тётка-то здоровая. Так что чувство улетучивается, бывает, мгновенно от совершенно неожиданных обстоятельств. Но если к этому чувству отнестись бережно, из него потихонечку лет за 20-25 можно вырастить любовь, самоотверженность, служение друг другу, жертвенность. Можно вот это чувство мимолётное, которое от женского каблука может исчезнуть, превратить в нечто великое, что именуется семья, когда люди прям вот не видят различия: вот я, а потом вот уже она, это такой целый организм. Недаром говорят: живут душа в душу. Потому что душа одного проникает в душу другого и наоборот. Одна душа, допустим, становится более дисциплинированной, мужественной, а другая более ласковой, уступчивой, терпеливой. И потом вообще, говорят, проживут и друг на друга становятся похожи. Я уже как-то приводил такой пример, по телевизору однажды видел, не могу забыть. Два человека в Англии живут, может и сейчас живы, но это было несколько лет назад, ему 127, а ей 120. И у него спрашивают: «А как вам удалось прожить такую долгую, почти столетнюю жизнь?», потому что они поженились не тогда, когда ей было 20, а чуть постарше. А он отвечает за неё: «А очень просто, что бы она ни говорила, я отвечал: хорошо, моя дорогая». И всё. Всё делал для того, чтоб она была счастливая. Вроде бы трудился для неё, а счастливым стал сам. Им-то и умирать не нужно, на них вся Великобритания радуется, что живут два не пожилых и не старых, а древних человека всем на радость. И они улыбаются, они такие светлые, никогда не скажешь, что 127 лет человеку, так выглядит на 92, не больше. Попробуй, научись выглядеть на 25 лет моложе, чем ты есть, вместо 50-ти на 25. Великое дело!

И Господь, заметив, и в Писании есть эти слова Господни, что не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18), взял Адама и разделил на две части. Сотворил из Адама ему помощника, жену, которую, увидев, Адам сказал: «Сия есть плоть от плоти моея, поэтому наречётся жена» (см. Быт. 2, 23). А жена – это от славянского глагола «отженить», то есть «взять». Почему он так сказал? Потому что он её возлюбил, как самого себя, то есть он с первых дней, с первых минут, как только он её увидел, с первых секунд её полюбил, как самого себя. Потому что никто никогда плоть свою не возненавидит, а плоти своей служит, и душе в том числе (см. Еф. 5, 29). И вот поэтому самая лучшая школа христианства – это, собственно, и есть семья, где человек избавляется от гордыни, от самости, от желания властвовать, где человек приучается заботиться о другом, жертвовать собою, своим временем, своим здоровьем и так далее. Что такое семейная жизнь? Это есть сплошная жертва.

Сегодняшний день стал – это вообще чудо из чудес – государственным праздником, и детей будут этому учить, в учебниках будут писать (я не знаю, сейчас пишут?), будут изучать жизнь святых Петра и Февронии. Всем пожертвовал князь Пётр, даже своим княжеским достоинством. Что такое княжество? Княжество по сравнению с хорошей женой – это просто барахло! А хорошая жена – это сокровище. И она принесла ему счастье, и она же вернула ему и княжество. Мудрейшая из женщин, хотя она была простолюдинка, потому что это совершенно не важно, какого человек рода, а важно, какой он сам. С помощью благодати Божией, с помощью христианства человек самого простого рода может достичь высшего рода, он может стать сыном Божьим. Не сыном графа, или герцога, или князя, или императора (это всё по сравнению с сыном Божьим барахло), а сыном Божьим! Любой крестьянин, дворник, почтальон, если станет христианином, может этого достигнуть. Что такое христианство? Ткнуть пальцем, спросить, что такое? Это усыновление человека Самим Богом, вот что такое христианство. Хочешь стать сыном Божиим? Веди себя так, как твой Отец Небесный. Стань совершенным, как Отец Небесный (см. Мф. 5, 48). И вот эти древние люди – Пётр и Феврония – поняли, что такое христианство, и выбрали лучшую участь. Жили долго и счастливо, родили троих детей и умерли в один день. Господь даже в этом, любуясь ими, не захотел, чтобы кто-то из них страдал, плакал по другому. И так они и похоронены вместе, чтоб даже и в смерти не расставались. Ну, где человек похоронен, не играет роли, это больше для нас, потомков. Поэтому, если кто в Муроме будет, будет прикладываться к их мощам, увидит, что они лежат рядышком. Умерли в один день. Вот дали нам такой образ. И семья есть как раз очень трудное поприще, особенно для женщин. Жениться хорошо, замуж выходить трудно, это очень тяжёлый самоотверженный труд, особенно при теперешних мужьях. Это, конечно, совсем не просто. Такая вот эпоха, в которую мы с вами приехали.

И вторая притча: Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меру муки, доколе не вскисло всё (Мф. 13, 33). А почему три меры, а не пять, что так мало? Потому что три меры муки – это не хлеб, это дух, душа и тело. И вот, когда Господь вкладывает закваску в сердце человека – веру – вскисает всё, и эта мука приобретает другое качество, и человек преображается. Как мука – это одно вещество, а хлеб – это другое вещество. Но для этого нужно, чтоб всё вскисло, чтоб тесто поднялось. Такой образ Господь избрал, потому что душа, тело и дух поднимаются к небу, и преображаются и душа, и тело, и дух. Дух горит к Богу, душа становится душой христианской. Преображается и тело: вместо морды – лицо. Это заметно. Заметно по лицу человека, что у него внутри страсти: злоба, зависть, сердитость, недовольство, сребролюбие, жестокость, хамство – всё отражается. И наоборот, сразу видно, даже по походке: благовоспитанность, есть ли у человека чувство вкуса, развитый он или пенёк. Всё видно и по речи, и по выражению лица, и по умению себя вести с начальством, с подчинёнными, дома, со своими детьми, как человек ведёт себя. Всё видно, всё видно.

Эта притча тоже и о Царстве Небесном, и о семье. Начинается с малого, с закваски – с влюблённости двух людей, а потом, когда всё вскисает, получается любовь – совершенно новое качество. Представим ситуацию, что юноше понравилась девушка, а она ему говорит: «Ты знаешь, у меня болезнь почек, мне нужна операция. Не мог бы ты мне дать свою почку?». Наиболее вероятная его реакция: «Ты знаешь, это да, мне надо с мамой посоветоваться» – всё, и больше не звонит. А если муж с женой живут, и уже любви достигли, без разговора один другому отдаст, если это целесообразно, что бывает не всегда, это как медики скажут. Так что всё происходит постепенно. И вот, семейная жизнь должна так и развиваться в сторону христианского совершенства. Так же, как и развивается душа под воздействием благодати Святаго Духа. Поэтому Церковь через апостола называет семью домашней церковью, где священником является глава семьи, отец, помощником ему во всём – жена, как изначала Еву создал Господь, а по-гречески это «диакон», диаконское служение. Зачем нужен диакон? Он во всём помогает священнику при богослужении, ну и вообще в древности диакона много чего делали. И третье – дети. Кто такие дети? Это те, из кого священник с помощью диакона должен вырастить народ Божий, из тех людей, которые ничего не знают, постепенно образовать христиан. Как в большой Церкви, так и в малой.

А то как бывает: «Вот, мой сын пьёт», – «Хорошо, пьёт, дай Бог ему доброго здоровья. А он «Отче наш» знает?». Нет. «А что ж ты его не научила-то?», – «Да вот, знаете, вот и вот...». Потому что всё только купить сорочку, купить нижнее бельё, купить раскладушку, да поесть, да творожку, да натереть морковки. А душа? А душа в забвении. Ребёночек ничего не знает: ни где церковь, ни куда идти, ни что такое исповедь. А пока он маленький, ребёночка можно всему научить. Это не значит, что он станет христианином, нет, но хотя бы скатертью ему сделать дорожку, чтобы он хотя бы знал, как-чего в жизни. Может, опомнится, придёт к покаянию. Он уже придёт, он в церкви бывал в детстве, он знает, как к исповеди идти, как поститься, из Евангелия что-то помнит. Этому же должны родители учить. Вот поэтому не надо удивляться, что ребёночек пошёл по плохой дороге, это вина родителей. Во-первых, папы, который вообще ничем не интересовался, даже не знал, что там у него по географии, какие оценки. И мамы, которая «отойди, некогда». А что? Надо готовить ужин, надо стирать. Да лучше в грязном ходить, а он бы знал «Отче наш»! Душа-то важнее, чем тело. Дух, душа и тело – вот три меры этой закваски. Главное – дух. Что главное в воспитании? Научить ребёнка молиться. А что второе? Это состояние его души: добрый он или злой, жадный или щедрый, воспитанный или хам. Это на втором месте. Ну а на третьем уже там спорт, еда, фигурное катание, ещё какая-нибудь ерунда. На здоровье, но не это главное. Ну, допустим, он чемпион мира по фигурному катанию. И что?

Или как там в Америке один бегун. Чем это чемпионство кончилось? Да свою любовницу застрелил. Ты чемпион, да? Чемпион. Богатый? Богатый. И что? А ты сволочь. Вот, собственно, и всё. И чего он достиг? Да ничего. С этим будет жить. Застрелил, а сказал, что случайно, думал, в ванной комнате грабитель. Сейчас придёте домой, проверьте, нет ли у вас грабителя в ванной комнате. Может быть, его надо застрелить? Прям через дверь застрелил. И суд решил, что он ни в чём не виноват, это случайно, думал, там грабитель. Только сказки для дураков. Вот, к сожалению, как бывает.

Самое главное – не чего человек достиг с помощью своего тела или ума. Великий ли ты учёный, академик – нет, это не играет никакой роли для Бога. Важно, кто ты по качествам души. Человек ли ты или злая собака – вот это очень важно. Вот как раз христианство и преобразовывает человека. Вот о чём говорит эта притча о закваске. Для чего мы с вами ходим в храм, соблюдаем посты, причащаемся Святых Христовых Таин? Не просто, чтобы это потреблять, а для того, чтобы благодать Божия нас изменяла, чтоб мы с каждым годом, с каждым месяцем, с каждым десятилетием становились лучше, и людям, которые вокруг нас, тоже становилось лучше, кроме бесноватых. Потому что когда человек бесноватый, ему это тяжело. Мы знаем, как бесы реагировали на присутствие Христа, они говорили: «Что Ты пришёл нас мучить?» (см. Мф. 8, 29). Да, на совершенного человека бесноватые реагируют всегда с ненавистью, даже если они его и не знают, никогда в глаза не видели. Это совершенно естественный для беснования процесс, тут мы ничего не можем сделать, это уже такой закон духовной жизни. Поэтому Господь и собрал нас в церковь – здесь присутствие бесноватых среди нас гораздо меньше, чем в миру, и концентрация этой бесноватости тоже гораздо меньше, чем в метро, в универсаме или, допустим, в психиатрической лечебнице. Там вообще очень часто можно бесноватых встретить. Господь нас учит. Нам только нужно эти притчи освоить и понять, что Он от нас хочет. Процесс христианства – это процесс самовоспитания.


Наверх