Мученица Анисия Солунская (Фессалоникийская). Православная энциклопедия

Мученица Анисия Солунская (Фессалоникийская). Православная энциклопедия

АНИСИЯ

Мц. Анисия. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент

Мц. Анисия. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент

[греч. ̓Ανυσία] († 286-305), мц. Фессалоникийская (пам. 30 дек.). Пострадала при имп. Максимиане. Сохранились 2 греч. жития А.: 1-е предположительно принадлежит Симеону Метафрасту, 2-е - диакону и референдарию Григорию; похвальное слово А. написано Патриархом К-польским Филофеем Коккином (XIV в.). А. родилась в Фессалонике в христ. семье и воспитывалась в благочестии. После смерти богатых родителей А. продала оставшееся ей в наследство имущество и стала помогать нуждающимся: раздавать деньги нищим и служить узникам в темницах. А. вела затворническую жизнь, пребывая в посте и молитве, на пропитание зарабатывала рукоделием. Во время гонений на христиан на пути в церковь она была убита рим. воином, к-рый хотел насильно увлечь ее на языческое празднование. Была похоронена недалеко от Кассандриотийских ворот, впосл. над местом ее погребения построили церковь.

Память А. содержится 30 дек. в большинстве греч. календарей, указывается в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 233-234), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 355-357), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 367, 379) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 108) и др.

Наиболее ранним свидетельством почитания А. на Руси является упоминание ее памяти в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 256). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в рус. нестишной Пролог (древнейший список - РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. (Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 184)). В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены краткие жития из Стишного и нестишного Прологов (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 273-274 (1-я паг.)).

Гимнография


Память А. (без службы) зафиксирована в Типиконе Великой ц. X в. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 168). Различные редакции уставов, как студийских - Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. (ГИМ. Син. 330. Л. 120 об.- 121), Евергетидского Типикона 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 367-368), так и иерусалимских - Типикона, используемого ныне в РПЦ (Т. 1. С. 370), первопечатного рус. Типикона, указывают 30 дек. совершение службы 2 святых без знака (см. Знаки праздников месяцеслова) в соединении с попразднством Рождества Христова. Студийско-Алексиевский Типикон предписывает совершать службу ап. Тимона и А., остальные уставы - службу А. и прп. Мелании, пение последования к-рой перенесено с 31 дек. (из-за отдания праздника Рождества Христова). Последование А. в совр. слав. и греч. печатных Минеях, состоящее из 3 стихир на Господи воззвах 4-го гласа, канона 4-го гласа Феофана с седальном и кондаком, известно уже по рукописным Минеям студийской традиции (ГИМ. Син. 162. Л. 277-288 - Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 41-42). В греч. рукописях (напр., Marc. gr. II 166. Fol. 226v - 227, XIII-XIV вв.- Ταμεῖον. Ν. 395. Σ. 138) сохранился анонимный канон А. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа.


Наверх