Молиться можно не в одних храмах, но и везде

Молиться можно не в одних храмах, но и везде

Многие из христиан говорят: «И рад бы я помолиться, да некогда сходить в церковь Божию: то дела не пускают, то домашние останавливают». Что сказать таковым? Конечно, все бывает. Случается, что и дела не пускают. Например, если есть в доме больные, как уйти от них, если кроме тебя некому походить за ними? Ну, другой раз и домашние не пускают. Но что делать? И тут, пожалуй, нередко приходится оставаться дома, чтобы не произвести между семейными вражды и несогласия. Встречается, разумеется, много и других препятствий. Но если и в самом деле эти препятствия так велики, что нельзя идти в церковь, разве, в крайнем случае, нельзя дома или где бы то ни было Богу молиться? Везде можно. Скажешь: «Некогда». И это неправда. Руки заняты – уста могут говорить; уста заняты – молись умом и сердцем. И эту молитву Бог услышит, и домашнюю зачтет вместо церковной.

«Апостол Павел не в храме молился, – говорит св. Златоуст, – а в темнице, и, так как ноги его были забиты в колодке, он не мог преклонять колен, но молился лежа. Поскольку же молитва его была с верою, то он ею потряс темницу, освободил узников от цепей и обратил ко Христу темничного стража. Езекия также не в церкви стоя молился и колен тоже не преклонял, потому что был прикован болезнью к одру, но поскольку в теплой, умиленной молитве призывал Бога, то и праведное определение Божие о смерти отменил и получил умножение лет жизни, и испросил всему граду спасение от врагов. Разбойник, на кресте распятый, краткими словами Царствие Небесное получил. Иеремия во рву тинном молился, и услышал его Бог. Иона умолил Бога во чреве китовом. И другие молитвою предотвратили предстоящие им бедствия и получили Божью помощь. Также и ныне молитвою многие освободились от бед и зол, при помощи Божией. Поэтому и мы, братие, не будем изыскивать мест для молитвы и не будем ухищряться в красноречивых словах; но как молилась хананеянка, говоря: помилуй мя, яко дщи моя зле беснуется, так и мы будем говорить в молитве: помилуй мя. Хотя и кратка такая молитва, но привлекает собою бездну человеколюбия Божия. А где милость Божия, там и всякое благо. Итак, где бы ты ни находился, говори так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Если не можешь произносить устами, то держи на уме, в сердце. Таковых и молчащих слышит Бог; и ты сам в себе составишь церковь – посему не разыскивай места молитвенного. Когда Евреи вышли из Египта, впереди них было море, позади Фараон, а посреди Моисей. В великом затруднении был Моисей среди ропщущего народа, и, по-видимому, ему нельзя было молиться. Но Господь говорит ему: что вопиеши ко Мне? Также и три отрока в пещи молились, и молитва их угасила пламень, разрешила их узы, извела живыми из печи и прославила. И Иов на гноище молился Богу, и Господь явил ему Свое милосердие. Поэтому, когда и к тебе беда придет, прибегни к Богу и молись Ему, да избавит тебя. Бог везде и близ тебя. Когда ты и не вслух будешь произносить молитвы, Он скажет: вот Я!« И ты еще не окончишь молитвы, а Он уже облегчение тебе подаст и избавит тебя от скверных страстей».

Итак, на всяком месте обретается спасение Бога нашего, и Он, как Вездесущий, услышит наши молитвы везде и, как Вездесущий, примет их отовсюду. Поэтому несправедливо говорят, что если нельзя идти в церковь, то как будто бы и совсем нельзя молиться. Мало ли есть мест, где и вовсе нет храмов Божьих? Но кто же, кроме безумного, станет утверждать, что там нет молящихся и спасающихся? А в первые века христианства много ли было храмов Божьих? Их и совсем почти не было в некоторых странах, а между тем первые христиане и в домах, и в подземельях молились, можно сказать, непрестанно. Молитесь же, где Господь приведет. Есть тебе возможность посетить храм Божий? Спеши туда; ибо там есть особенное присутствие Божие, и там, может быть, и молитва твоя, подлинно и от примера других, и от благоговейного служения, скорее сделается сердечною и. пламенною; но если нельзя идти в церковь, войди в комнату твою и, затвори дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Матф. 6, 6). Аминь.

Наверх